Будни студии…

recording session

Сегодня была запись плюсовки к 9 мая. На очередное городское мероприятие. Там вживую столько народу не подключат, да и выстраивать всё ради одной песни вряд ли будут. Поэтому писали плюсовку. С четырёх микрофонов одновременно. На дикий микс из трёх песен — «замыкая круг», «зажигай» и «ангел-хранитель». Работа была полностью в Adobe Audition 3.  Общая длительность всей сессии записи — 4 часа.

Монтаж рабочей фонограммы был сумасшедший: сначала выстроили драматургию, что за чем пойдёт. Потом вычислили тональности песен, и возможную гармонию переходов с учётом возможного программного сдвига тональности в пределах разумного (один, полтора тона). Затем подобрали один общий темп (минусовки были ремиксованые) и загрузили все эти данные с файлами в прогу Prosonic Time Factory II, которая обрабатывала эти три композиции около получаса…

Чтобы не терять времени, подобрали на синтезаторе Yamaha подходящий рисунок ударных для последней песни «ангел-хранитель», потому что её минус оказался не ремиксовым, а в оригинале. Потом записали ударные отдельной дорожкой. Послушали и решили ещё бас «нарисовать» клубный. А оригинальный бас с ударными в эквалайзере трека приглушили, чтоб не мешались. Подходящий тембр баса взяли с синтезатора Korg. Получили готовые файлы из Time Factory (получилось 4 трека в целом) и свели в более-менее удобоваримую форму, чтоб вокалистам нестрашно было петь )))

Поскольку всё это дело будет происходить 9 мая на центральной площади нашего Ижевска, решили писать в условиях, максимально приближенных к концертным: дали всем вокалистам по радиомикрофону Shure с головкой SM58 и выдали рабочую фонограмму певцам прямо в динамики студии вместо индивидуальных наушников. Чтоб драйва мало не показалось. Певцам понравилось так записываться )). Так как микрофоны изначально не студийные, а концертные, динамические, взаимопроникновение каналов в результате оказалось несущественным для последующего сведения, и по тембру и драйву запись получилась практически идеально: нижний обрезной фильтр (-100Гц) сработал на пульте, а ненужные верхние частоты самим микрофоном обрезаются.

С недавних пор у меня есть одна хорошая привычка делать саундчек звукового тракта в полностью активном состоянии, т.е. всё включено и идёт запись. Т.е. в принципе можно и не записывать (и вокалисты это знают), но! по собственному опыту знаю, что самые лучшие варианты как раз бывают самыми первыми. Так и получилось в этот раз…

Итак, микрофоны подключены, но ещё не настроены, я проверил индикацию на каждом канале и приблизительное значение уровня (чтоб, не пиковало). И запустил запись. Потом по мере пения каждого вокалиста начал подстраивать его уровень, баланс и панораму, чтобы на прослушивании уже выдать более-менее приемлемый результат. В мастер-секции на шине «preview» у меня уже стоит запущенная секция эффектов мастеринга с включенным autotune для коррекции высоты тона, поэтому получившийся после записи результат можно сразу же прослушать в качестве, максимально приближенном к окончательному мастеру песни. Благо, ресурсы студийного компа позволяют применять все эти эффекты и обработку в реальном времени без рендеринга. Да и клиенту более-менее понятно сразу, получится что-нибудь или перепевать надо.

Все знали, что запись пробная, настраиваемая, поэтому особо не старались. Некоторые даже не знали, что идет запись… Просто пели. В итоге, после прослушивания двух вариантов записи пришли к интересному выводу — первая запись получилась более интересной и душевной, в отличие от второй, более насыщенной и пафосной. Вот так я, в результате простой настройки микрофонов, с первого дубля записал материал, полностью удовлетворивший клиента. Что не может не радовать.

Вывод: даже при первоначальной настройке можно получить хороший результат. Главное — постоянная запись всего материала, выдаваемого музыкантом (вокалистом) в микрофон. Даже если он всего лишь разыгрывается (распевается) перед записью. Даже можно и не говорить, что запись уже идёт. Зачем зря грузить человека? И ещё — во время записи не нужно радикально крутить все ручки и настройки, всё делать плавно и постоянно СЛУШАТЬ результат в мониторах или наушниках. Для продвинутых звукорежиссёров как вариант может прокатить и обычный визуальный контроль над процессом записи без прослушки. Очень часто самый самый первый вариант записи, с неокрепшим голосом, с лёгким вибрато от просыпающихся связок, с минимальным контролем над своим дыханием и куча эмоций в интонации может в итоге оказаться самым лучшим исполнением. И будет очень жаль, если вы это — ещё не записывали…
читать дальше
[ratings]

comments powered by HyperComments
Дмитрий
2009-05-16 11:44:52
Респект за посты! Сам сажусь писать ничего не получается..
Everlast
2012-05-20 21:33:55
"секция эффектов мастеринга с включенным autotune" это просто провал(( Автор по-ходу не различает сведение и мастеринг.
Tony
2012-05-23 21:52:48
По ходу вы не в курсе, что сейчас сведение и мастеринг делают одновременно (в большинстве коммерческих записей). Включенный autotune в секции мастеринга позволяет выравнивать интонирование вокала в реальном времени (autotune для этого и сделан по сути). Если вас смущает фраза "секция мастеринга", то вы просто не знаете про такую фишку в аудишне
Студийные мифы | Философия Звука
2012-07-29 13:36:36
[...] На самом деле от наличия наушников и от уровня тишины в помещении мало что зависит. Гораздо больше качество записи зависит от типа микрофона и расстояния от микрофона до рта исполнителя. [...]