FAQ

Ответы на наиболее частые ваши вопросы


Как записать голос на karaoke.ru и подобных сайтах для записи голоса в онлайне (on-line)
Как подключить синтезатор, электропиано (любую другую аудиоаппаратуру с раздельным L/R выходом) и записать аудио на компьютер через стандартную звуковую карту
Ваше мнение о продукции фирмы M-Audio
Какие параметры записи применяются в конкретных случаях?
Какой студийный монитор выбрать? Как выбирать студийные мониторы? Какие студийные мониторы звучат лучше и какие хуже?
Какой микрофон лучше? Какой микрофон выбрать для домашней студии? Как пользоваться микрофоном?
Почему запись с микрофона идёт в один канал?
Какая звуковая карта с минимальным бюджетом будет хорошо записывать?
Зачем мне звуковая карта, если у меня есть микшер?
Зачем мне микшер, если у меня уже есть звуковая карта?
Основные студийные стандарты
Что такое балансный кабель и балансное подключение?
Как записать звук с миди-клавиатуры?
Как вы относитесь к отечественным производителям Ператроника, Неватон, Октава, Ерасов, Дигилаб и прочим?
Хочу конденсаторный микрофон, но есть только 5 тысяч рублей. Что делать?
Хочу USB-микрофон, как их выбирать?
У моего лампового микрофона садится качество звука. Что делать?
Почему, когда я меняю частоту дискретизации в большую сторону (192 kHz) все имеющиеся файлы при воспроизведении или записи играют медленнее? Соответственно в меньшую – 96 проигрывается быстрее…
Стоит ли переходить с Windows на MacOS?
Стоит ли покупать акустический экран к микрофону?
Как выбирать Дибокс?




Как записать голос на www.karaoke.ru и подобных сайтах для записи голоса в онлайне (on-line)

Для начала использования данного сервиса нужно зарегистрироваться.

Есть два способа. Способ первый.
1. Для начала записи нужно нажать кнопку «Записать»
2. Флеш-плейер запросит вашего разрешения (доступ) использовать ваш компьютер:

1

3. Нужно разрешить доступ:

2

4. Потом надо перейти на вкладку «Микрофон» и выбрать конкретное «устройство записи» (если их в системе несколько):

3

5. Например, USB-микрофон или USB-карту:

4

6. После этого отрегулировать уровень записи на слух:

5

7. Всё. По идее микрофон (карта) должны работать.

Второй способ настройки.
1. Во время обратного отсчёта времени, перед записью нажать кнопку настроек:

6

2. В появившемся окне указать своё устройство и нажать «готово,…»:

7

назад к вопросам




Как подключить синтезатор, электропиано (любую другую аудиоаппаратуру с раздельным L/R выходом) и записать аудио на компьютер через стандартную звуковую карту?


Если видео тормозит, нажмите на паузу и дайте этому видео подзагрузиться.

назад к вопросам




Ваше мнение о продукции фирмы M-Audio

В этом вопросе я солидарен с Максимом Лядовым: фирма M-Audio вполне профессиональная компания, её офисы находятся в Лос-Анжелесе, на фирму работает куча именитых инженеров и разработчиков.

Фирма придерживается мнения, что профессиональные решения не всегда должны стоить дорого.
Я это мнение поддерживаю: есть много недорогих устройств, которые однако свою работу выполняют профессионально. Тут уже встаёт вопрос — а что есть профессионально именно для вас? Если вы считаете что профессионально = дорого, то вы ошибаетесь. Это далеко не так. Не путайте профессиональное качество с хай-эндом.
Вообще в каждой фирме есть как бюджетные продукты, так и топовые. Например, топовые мониторы M-Audio линейки Studiophile DSM вполне можно встретить во многих студиях мира. Та же картина с топовым микрофоном Sputnik.
Другое дело, что фирма позиционирует свои продукты для широкого круга потребителей и за нормальные цены (в отличие от некоторых). Отсюда и мнение о том, что это «ширпотреб». А фирма просто заняла свою нишу.

PS: компания Toyota на своих заводах по всему миру выпускает по одному авто каждые 10 секунд (по стат.данным самой фирмы). И её модельный ряд довольно широк. Значит ли это, что Toyota – ширпотреб и качество там отстой??

назад к вопросам




Какие параметры записи применяются в конкретных случаях?

Если вы любитель музыкальных конструкторов типа FL и составляете свои треки из готовых семплов и лупов, нет никакого смысла работать в повышенных параметрах: подавляющее большинство библиотек готовых семплов и лупов идет со стандартными параметрами 16/44.1 и повышение частоты/битности ничего не даст, кроме лишних нулей для лишней работы процессору компьютера.
Если записываете живую игру на муз.инструментах, обычное демо без сведения и мастеринга (т.е. в реалтайме, например, репетицию), тоже вполне можно ограничиться параметрами 16\44.1 (стандарт компакт-диска).
Однако, если планируете немного обрабатывать записанное демо, тогда нужно 24\44.1
Если динамика вашей музыки предполагает наличие тихих моментов с шёпотом – пишитесь на 24\48
Если пишете только живые инструменты (классику, джаз, фолк), тонкие спецэффекты на грани слуха и с хорошими перепадами по динамике и громкости – тогда 24\96 или сразу 24\192.

В общем, большинство студийных коммерческих (на поток) задач укладывается в параметры 24\48.
Конкретные творческие проекты с планированием максимума последующих обработок лучше записывать с максимальными параметрами.

назад к вопросам




Какой студийный монитор выбрать? Как выбирать студийные мониторы? Какие студийные мониторы звучат лучше и какие хуже?

«Лучше» и «хуже» – понятия растяжимые. Гораздо корректнее говорить про конкретный стиль музыки, которую вы собираетесь слушать на этих мониторах. Потому что от стиля зависит очень многое. Электронная и танцевальная (клубная, поп, хип-хоп) музыка в большинстве случаев хорошо звучит на KRK, Roland. Живая музыка (рок, барды, фолк, этно) – на Yamaha и Mackie (Tapco). Джаз и классика – Adam, JBL, Tannoy и подобные.
Чем больше динамик НЧ, тем лучше отдача по низам — это элементарная физика. Именно с 8-и более-дюймов общая звуковая картина становится более честной.
Ленточный твиттер (например у Adam) лучше передаёт высокие частоты и позволяет долгое время работать с мониторами без переутомления слуха. Но стоит он дороже обычного купольного твиттера.
Вообще, мониторы честно отрабатывают свою цену, т.е. сколько стоят, на столько и играют. Т.е. идёт практически параллельное увеличение цены и качества. Самое интересное, что к цене можно присматриваться очень долго и практически на каждой добавленной к бюджету тысяче можно найти что-то новое и привлекательное.
Если выбирать чисто логически (из практики): в студиях намного чаще встречаются KRK, Adam, Alesis, Yamaha, JBL, Mackie, Event, Genelec и редко M-Audio, Behringer, ESI, Axelvox, E-MU, Infrasonic, Samson, Alto…
Наличие регулировок на задней панели говорит о практически 100% возможности подстройки мониторов под конкретное помещение (например, Tannoy серии Reveal, Behringer серии TRUTH). Чем больше регулировок тем лучше для акустически неподготовленного помещения.

Есть мнение, что все мониторы дешевле 1000 баксов похожи по звучанию (АЧХ) и выбирать особо нет смысла. Я считаю, что их надо просто послушать самому, в салоне. И ещё – мониторы не должны нравиться: они просто должны говорить правду о хорошо знакомом треке. Если при прослушивании хорошо знакомого вам трека вы услышите новые нюансы и особенности, не слышимые вами ранее ни на какой акустике — отмечайте для себя эти мониторы для последующего выбора.

Статья про мониторы
назад к вопросам




Какой микрофон лучше? Какой микрофон выбрать для домашней студии? Как пользоваться микрофоном?

Нет на свете плохих микрофонов. Есть неправильное их применение!
Даже пластиковый «караочный» микрофон за 100-500 рублей можно приспособить для записи чего-либо в определённых условиях.
Нельзя точно сказать, какой именно микрофон будет идеальным, а какой не будет. Любой микрофон имеет свою АЧХ (амплитудно-частотную характеристику) и понять, подойдёт этот микрофон под ваш голос или нет можно только при конкретном прослушивании в салоне. Бывали случаи, когда для конкретного голоса больше всего подходил не дорогой конденсаторный микрофон, а обычный динамический.
Могу только сказать, что апппаратура в любой студии должна быть примерно одного ценового уровня и поэтому микрофоны дороже 25 тысяч в домашних студиях встречаются очень редко. Да и акустическое оформление таких студий уже далеко не домашнее.
Во многих случаях хороший динамический микрофон для домашней неоформленной студии окажется предпочтительнее стандартного конденсаторного.
Для стиля «рэп» (а так же любого агрессивного стиля) лучше смотреть на микрофоны с большим сопротивлением (Om) и выдерживающие большое звуковое давление (от 120 dB).
Любой микрофон лучше ставить на специальную микрофонную стойку, чем держать в руках.
Для любого конденсаторного микрофона также смертельно необходим поп-фильтр (если не хотите скорой смерти микрофона от вашего активного творчества).
Чем больше размер диафрагмы конденсаторного микрофона, тем лучше для передачи мелких нюансов и особенностей в голосе. Но если голос не профессиональный (не поставлен), то нет особого смысла в выборе большой диафрагмы. Иначе запаритесь вычищать свои ляпы, щелчки, клики и прочие ротовые призвуки, допущенные при пении.

Ленточные микрофоны лучше всего подходят для передачи низких частот (бас, баритон, басовые инструменты).
Настоящий ламповый звук любых микрофонов начинается от 10 тысяч. Всё, что дешевле — обычный маркетинг и психология покупателя.
Блок питания в ламповых микрофонах нужен только для питания лампы и схемотехники микрофона. Сам сигнал с микрофона всё равно нуждается в усилении до линейного уровня. Поэтому микрофонный предусилитель в тракте в любом случае микрофону необходим.

Нюанс для конденсаторного микрофона: в процессе пения, для уменьшения посторонних призвуков изо рта, взятия дыхания, щелчков губами и прочих бяк, расстояние до капсюля микрофона должно быть больше 10 сантиметров. Лучше всего не направлять свой голос прямо на микрофон, а взять чуток правее или левее относительно капсюля микрофона. Для динамического микрофона всё наоборот: надо с ним «целоваться», чтобы он смог передать все нюансы звучания и не захватил посторонние звуки в студии.
Меньше всего посторонних шумов захватит микрофон с кардиоидной направленностью. Потому что он предназначен для конкретного точечного источника звука. И наоборот, для захвата всех звуков в округе необходим микрофон с круговой направленностью.

Никогда! не используйте конденсаторные микрофоны при включенной акустической системе! Иначе обратная связь может просто убить ваш микрофон! Прослушивать себя при записи в микрофон надо только в закрытых мониторных наушниках!!

PS: почему-то многие думают, что неважно какой микрофон купить, главное, чтобы он был конденсаторным, а значит ему присущи все плюсы, которых нет у динамического… Бред! Часто хороший динамический звучит гораздо лучше посредственного конденсаторного. Будьте реалистами: мало какой конденсаторный за 1500-2000 рублей действительно будет звучать. Хотя применение ему найти, конечно, можно. Но за эту сумму будет лучше взять хороший динамический микрофон.

PSS: лицевая сторона микрофона (куда именно надо петь) обычно всегда с логотипом фирмы.

Статья про микрофоны
назад к вопросам




Почему запись с микрофона идёт в один канал?

Потому что любой микрофон (даже Нойман за 200 тысяч) — монофонический. Соответственно, сигнал всегда идет моно, т.е. в один канал. Чтобы сигнал слушать в обоих колонках (мониторах), надо нажать кнопку «mono» в программном микшере вашей звукозаписывающей программы.

назад к вопросам




Какая звуковая карта с минимальным бюджетом будет хорошо записывать?

Я не могу за вас сказать, какая именно карта вам подойдёт. Кому-то и 5 тысяч за карту — слишком много, а кому-то и 50 тысяч — не особо проблема.
Есть много нюансов, которые я никак не могу знать за вас.
Например, надо вам фантомное питание или нет, нужен цифровой S/PDIF или коаксиал или нет, нужен фоно-корректор для винила или нет, нужен МИДИ-интерфейс или нет, какое соединение вам нужно (PCI, USB, firewire…), сколько входов-выходов надо, и каких именно входов-выходов (микрофонные, линейные, инструментальные, цифровые…), на каких разъёмах это всё должно быть реализовано (XLR, TRS, RCA…), внешняя или внутренняя карта, и т.д. и т.п… Всё это влияет на конечную цену аппарата и это вы должны сами для себя решить, не я.
Чтобы сделать такой самостоятельный выбор, была написана целая статья про звуковые карты. Читайте, анализируйте, решайте, что именно вам нужно сейчас, а что может подождать полгода, год, два.

Вот когда прочитаете и выберете пару-тройку заинтересовавших девайсов — тогда обращайтесь ко мне: я попробую помочь выбрать между ними.

Статья про звуковые карты
назад к вопросам




Зачем мне звуковая карта, если у меня есть микшер? Или как вариант: зачем мне микшер, если у меня уже есть звуковая карта?…

Ответ на эти интересные вопросы вы найдёте в данном аудиоподкасте.

PS: подкаст можно скачать и послушать в более удобной обстановке )

назад к вопросам




Студийный стандарт (basic):

1. Тракт: Балансный
2. Параметры тракта min 24/48 max 24/192
3. Основные каналы тракта: монофонические.
4. Разъёмы: XLR и TRS. XLR — трёхштырьковый. TRS — моно.
5. Микрофонный кабель: трёхжильный канон-канон (XLR-XLR).
6. Линейный кабель: трёхжильный моноджек-моноджек (monoTRS-monoTRS).
7. Динамический диапазон аппарата (соотношение сигнал-шум) не менее 100 dB.
8. Микрофон: конденсаторный
8. Спектральный диапазон конденсаторного микрофона: 20-20000 Гц
9. Спектральный диапазон аудиомонитора: 40-20000 Гц
10. DAW: ProTools, Cubase, Logic
11. Формат аудио: PCM WAV
12. Дибокс (DI-box): активный
13. Количество клавиш на синтезаторе (контроллере): 61
14. Количество каналов в миди-секвенцере: 16
15. Миди-интерфейс: DIN5
16. Аудио-драйверы: ASIO
17. Схемотехника аппарата: А класс
есть ещё много других стандартов, но это основные.

назад к вопросам




Что такое балансный кабель и балансное подключение? И что лучше?

Вообще, не вдаваясь в технические подробности, балансный (симметричный) кабель естественно лучше небалансного.
Балансные уровни и входы/выходы бывают на профессиональной аппаратуре.
Небалансные в основном на бытовой аппаратуре.
На коротких растояниях (до метра) разницы между балансным и небалансным кабелем не будет.
На длинных расстояниях (до 100 метров) применяется только балансный кабель.

Кабели с разъёмом RCA (тюльпан) – всегда небалансные (бытовые).

тюльпан

Кабели с разъёмом TRS (джек) бывают как балансные (моно) так и небалансные (стерео).

джек

Кабели с разъёмом XLR (канон) всегда балансные.

каннон

Суть процесса: балансный кабель имеет два проводника и сигнал идёт по ним в противофазе, а помехи взаимоуничтожаются. В небалансном они (помехи) никуда не деваются.
Балансный кабель всегда имеет два проводника (горячий, холодный) + экран (земля).
Небалансный кабель имеет только один проводник и один экран.
Много зависит от самой распайки: если она изначально неправильная, то даже балансный кабель и разъём XLR вас не спасут и подключение всё равно окажется несимметричным (небалансным).
Многие правильные кабели имеют маркировку в виде стрелки направления сигнала. Это сделано как раз для того, чтобы правильно распаять контакты к разъёмам в зависимости от входа или выхода и впоследствии при подключении устройств эти разъёмы уже не путать..

Микрофон всегда надо подключать балансным кабелем (XLR-XLR). Иначе будет жуткий уровень помех и фона.
Балансные кабели в некоторой степени сами справляются с помехами на пути передачи сигнала (из-за правильной симметричной распайки).
Небалансные никак не борются.
C другой стороны правильный профессиональный микшер (или дибокс) способен разрешить проблему подключения между приборами независимо от балансного или небалансного кабеля.

Если в балансном звуковом тракте возникнет земляная петля (гул), то её можно легко убрать простым разрывом в кабеле.
Небалансный тракт с земляной петлёй не справится, тут придётся много чего сделать.

Вообще в мировой практике есть следующие варианты коммутации:
Unbalanced
Balanced
Impedance-balanced
Servo-balanced
Ground cancelling
Quasi-Floating
True floating (transformer)

Статья про разъём «Джек»
назад к вопросам




Как записать звук с миди-клавиатуры?

Никак. Звук (аудиопоток) не передаётся по миди-каналам. По миди-каналам передаётся информация о звуке (какой инструмент должен звучать, какая нота, какая длительность ноты, скорость и характер нажатия на клавишу и т.д.) Эта информация предназначается генераторам звука, как аппаратным (синтезатор), так и программным (VSTi модуль). Подробнее в статье про миди-технологии.

Статья про миди-технологию
назад к вопросам




Как вы относитесь к отечественным производителям Ператроника, Неватон, Октава, Ерасов, Дигилаб и прочим?

У Октавы заводское производство с гарантированными стабильными характеристиками, поэтому я к ним хорошо отношусь. Тем более, что они уже признаны на западе.
У большинства остальных «умельцев» производство не серийное и не заводское. Соответственно, качество сборки никто не может гарантировать. Качество аппаратов одной и той же модели может качественно различаться между экземплярами, их нужно самому слушать и выбирать на месте.
Эти приборы можно приобретать в качестве ВТОРЫХ, экспериментальных, когда первые, основные фирменные заводские, уже есть в студии.
Я не говорю, что все эти приборы — плохие: вполне может оказаться, что с ними получится звук, который вам понравится. Но это уже из области аудиофилии: заразная болезнь аудиофилов, которые сами не знают, что хотят услышать и постоянно ищут новые нюансы в звучании. Наш блог не об этом.
Истина в том, что НИКТО не знает, как должен звучать ИДЕАЛЬНЫЙ звук, поскольку НЕТ на свете ИДЕАЛЬНОГО динамика для вывода этого звука. И нет на свете ИДЕАЛЬНОГО звукового тракта, который передал бы этот звук без потерь и искажений.
У каждого из нас своя цветовая гамма восприятия (глазами). Так же и со звуком. Всё индивидуально и субъективно.

ЗЫ: Просто кому-то нравится японский звук (окрашеный, яркий), а кому-то английский (нейтральный, холодный). С этого всё и начинается…

назад к вопросам




Хочу конденсаторный микрофон, но есть только 5 тысяч рублей. Что делать?

Вообще на сумму до 5 тысяч (и особенно если хочется обязательно конденсаторный микрофон) я рекомендую воспользоваться USB-микрофоном. Например, приобрести Infrasonic UFO Sharp (или подобный) и не париться насчет звукового тракта. Потому что 5 тысяч это ну ооочень мало для звукового тракта…

назад к вопросам




Хочу USB-микрофон, как их выбирать?

Во-первых, это интерфейс USB. Это говорит о том, что микрофон разрабатывался для подкастов, т.е. чисто речевой продукции. Это студийный микрофон, но подразумеваются речевые студии, либо интернет-радиостудии.
Во-вторых, ни о каком вокальном предназначении пока не может быть и речи. Тем более, что параметры USB-микрофонов редко бывают шире диапазона от 30 Гц до 18 кГц.
В-третьих, размещение в одном корпусе сразу четырёх приборов (микрофона, фантомного питания, предусилителя и АЦП) не самый лучший способ. Я считаю, что в настоящей студии звукозаписи микрофон должен быть только микрофоном, без добавок.
Единственный плюс: любой USB-микрофон является устройством plug-and-play. Включил микрофон в порт USB, он автоматом определяется в системе как составное аудиоустройство, не имеющее каких-либо настроек, и… все. Если вас не устроят уровень записи или тембр голоса, то тут ничего не поделаешь. Это минус USB-микрофонов. Придется смириться. Или обрабатывать в программе.
Некоторые usb-микрофоны позволяют слушать свой голос в наушниках при записи, но большинство такой функции до сих пор не имеют. И только единицы могут предложить функционал звуковой карты, например, Samson G-Track USB. Также есть полноценные студийные микрофоны (например, sE Electronics USB2200a), где USB-выход не является основным и это скорее опция для экстренной записи, чем реальная необходимость. Стоят такие экземпляры соответственно своему качеству.

Вывод: большинство usb-микрофонов можно использовать в подкастах, радиоиндустрии, демозаписи своих идей посреди ночи на ноут (домашняя звукозапись). Для настоящей студийной работы большинство usb-микрофонов пока не годятся. Но прогресс не стоит на месте и возможно, что скоро все поменяется.

Статья про микрофоны
назад к вопросам




У моего лампового микрофона садится качество звука. Что делать?

Ламповым микрофонам нужна регулярная профилактика. Хотя бы раз в год открыть, почистить, проверить все контакты провода, заменить лампу на новую. Хотя замена лампы это радикальный метод. Часто бывает достаточно провести обычную профилактику микрофона: вскрыть, прочистить, проверить, заменить сгнившее, перепаять…

Насколько я знаю, в микрофонах Nady, например, обычно стоит универсальная для многих микрофонов лампа 12AT7, в данном случае имеющая модификацию 6072 (т.е. 6072 и 12AT7 это одно и то же).
Её можно поменять, например, на 6С31Б (проще, надёжнее и шума практически ноль). Только такая лампа изменит звук микрофона (не знаю в какую сторону), и это может вам не понравиться.
Можно поставить лампу Ecc81 от Telefunken. Но качество звука с этой лампой многим не нравится. Я не слушал, поэтому не знаю.
Если сможете найти такую же родную лампу 12АТ7 от ElectroHarmonics — это будет лучшее решение.
назад к вопросам




Почему, когда я меняю частоту дискретизации в большую сторону (192 kHz) все имеющиеся файлы при воспроизведении или записи играют медленнее? Соответственно, если в меньшую – 96 проигрывается быстрее…

Потому что вы просто переключаете в программе частоту дискретизации, не меняя сами файлы. Вот и получается, что файл при родной дискретизации в 96 кГц вынужден подстраиваться системой под скорость в 192 кГц, потому что вы так захотели.
Чтобы такого не было, надо открывать сам конкретный файл и изменять его частоту с помощью специальной утилиты resampling (делается это не за секунду, как при простом переключении частоты, а в течение определенного времени, в зависимости от длительности файла)

Если вы меняете частоту на самой звуковой карте, причем уже ПОСЛЕ записи, то не надо так делать. Если вы записали ваш материал на частоте 96 кГц, то при проигрывании в 192 кГц этот материал технически не меняется (т.е. каким был, с 96 кГц, он таким и остается). Отсюда и разная скорость воспроизведения.
Самый лучший вариант: изначально установить нужную частоту для проекта и в последствии частоту уже не менять ни на карте (переключателем) ни в самой программе Cubase. А в самый последний момент перед записью на диск, сделать downsampling с дитером.
PS: повышение частоты на уже записанном файле (up-sampling) не улучшает качество звука, а просто дописывает лишние нули в аудиоматериал (чтобы было удобнее работать в новой частоте). Понижение частоты на уже записанном файле (down-sampling) всегда ухудшает качество звука, даже если до этого был сделан апсемплинг.
Если хотите работать с реальными 192 (или 96) кГц, ставьте эту частоту в своем проекте до записи и начала любых работ со звуком.
назад к вопросам




Стоит ли переходить с Windows на MacOS?

MacOS это такая же операционная система, что и Windows. Просто она другая. Местами лучше, местами хуже.
Компьютер Mac действительно сделан для жизни, т.е. для облегчения и украшения бытовых вопросов и красивой фиксации твоих жизненных событий.
Но в профессиональном плане, когда от компьютера требуется действительно работать, а не только фотки/видео выкладывать в интернет, тогда вылазят многие особенности (не всех устраивающие).
В целом, я бы не сказал, что Mac стабильнее, чем Винда. И своих глюков у Мака тоже хватает.
Например, любителям постоянно работать в проводнике с контекстным меню правой мышки (в Windows) будет нелегко работать в Мас, потому что там контекстное меню мало развито.
Если вы постоянно работаете с большим массивом данных (копирование, перемещение, удаление, вырезать\вставить), то тут Windows рулит по всем показателям, а Mac нервно курит в сторонке. Он не приспособлен для таких работ: он рассчитан на то, что чайник-юзер закинет свои файлы один раз куда-то в документы и все. А то, что они (файлы) постоянно дублируются для работы в той или иной программе, Маку фиолетово: он даже не скажет об этом факте. Пока специально не проверишь, куда ушло столько гигабайт после скидывания 50 фоток с вечеринки…
Родная мышка Apple Magic Mouse абсолютно не подходит для профессиональной работы. Она хороша только для серфинга в интернете.
К клавиатуре придется привыкать, поскольку она другая и некоторых клавиш, столь нужных в Windows, здесь просто нет. Если некоторые функции в Windows делаются клавишей на клавиатуре (например, сделать скриншот с экрана), то на Маке эти же действия делаются только комбинацией горячих клавиш. В связи с этим придется запоминать кучу этих комбинаций горячих клавиш (а это нелегко сразу все запомнить).

В целом, сложилось впечатление, что Mac постоянно опекает тебя, как ребенка, многое просто не дает сделать (не предусмотрено системой) и, кстати, любит подумать (чего я от него вообще не ожидал). Возможно, я просто неправильно с ним работаю, но он, по логике, как раз и должен работать чисто интуитивно, без инструкций.

Windows на фоне Мака это хорошая рабочая лошадка, которая просто делает то,что ей говорят, и без лишних вопросов. Да, Windows требует определенной квалификации от своего пользователя. Да, надо самостоятельно делать регулярную профилактику и сервисное обслуживание. Но со своей стороны Windows отрабатывается по полной. И не возмущается, когда надо сделать что-то.
В то время, как Mac сам за тебя все решает и не всегда так, как это нужно тебе. На многие вещи Мак имеет свое мнение, не всегда совпадающее с твоим мнением.

Еще один нюанс: на Маке все делается как-то плавно и неторопливо. В то время, как на Windows в порыве творчества можно летать мышкой по всему экрану, много чего делать и система будет адекватно реагировать на твои действия и отвечать.
Да, Мак выглядит красиво, но в студийной работе часто требуются скорость и производительность, а не красота.

Вывод: если у вас один компьютер на Windows, я бы не стал так резко переходить на Mac – будет много потрясений и нервотрепок. Особенно с поиском аналогов привычных win-программ. Если Mac будет для вас второй машиной, то лишним точно не будет, поскольку некоторые вещи приятнее делать на Mac, чем на Windows.
Ну и, конечно, на Маке можно установить знаменитые Logic и ProTools и работать в настоящих профессиональных программах.
И, конечно же, смотрится iMac на студии гораздо круче и презентабельнее, чем какой-то Windows…
назад к вопросам




Стоит ли покупать акустический экран к микрофону?

Почти все акустические экраны имеют в своём составе акустический поролон (вспененный полиуретан). Поэтому делать такой экран вручную из обычного поролона бессмысленно — не та плотность у обычного поролона.
Деревянный или металлический каркас отсеивают внешние шумы и служат каркасом экрана. ТУт можно просто выбрать то, что больше нравится. Мне вот дерево больше по душе. И красивее.
Если выбирать по размерам экрана — тут чисто индивидуально, кому какой подходит по условиям записи. Естественно, что большой экран будет эффективнее маленького, но он и стоит соответственно.
Самое главное условие: экран должен закрывать тыловую часть микрофона полностью, а не частично (не люблю локальные маленькие экраны Auralex, надеваемые на микрофон — они неэффективны в домашних условиях.
В ценовом диапазоне от 8 до 15 тысяч рекомендую Vicoustic Flexi Screen Ultra. Мне нравится. Там основа деревянная с акустическим оформлением.
Второй более менее адекватный экран — SE Reflection Screen с металлической дырчатой основой
Cуть всех экранов одна — делать звук суше и минимизировать обратные волны от стен, поэтому сложно говорить о конечном качестве звука. Потому что бывает так, что результат от такого экрана наоборот обратный: настолько все чисто стало, что стали слышны все косяки самого исполнителя и некачественность микрофона (и остального тракта) вылазит иногда…
либо же результат от экрана вообще не слышен при записи и проявляется только при сведении и конечном мастеринге, потому что уши не услышали отсутствие лишних призвуков в результате работы экрана, а аппаратура услышала и учла при обработке материала.
Не все и не сразу слышат результат работы экрана. Мне повезло — уши музыкальные, услышали )
это я к тому, что не надо возлагать на экран слишком большие надежды, что вот он капитально улучшит звук. Особенно если остальной тракт не очень то качественный.
Такое приобретение — скорее желание сделать УЖЕ хороший звук еще более хорошим.
назад к вопросам




Как выбирать дибокс?

DI-box (Direct Input-box, директ-бокс, дибокс) бывают 2 видов: активные и пассивные. Оба вида выполняют одни и те же функции, но делают это по-разному из-за своих особенностей.

Активные (на батарейках или от фантомного питания микшера) более функциональные, по сути это предусилители. Т.е. могут раскачать слабый сигнал с гитары до требуемого уровня. Также в активных дибоксах могут присутствовать множество опций, таких как аттенюатор, вч- и нч-фильтр и многое другое (зависит от потребностей музыканта). Если музыканту требуется больше функций, чем может дать дибокс, то роль дибокса хорошо сыграет микшер (обычно дибокс есть в микшере).
Минус активного дибокса — есть связь с землей (хоть и бывает отдельный переключатель Ground) и искажение сигнала при возникновении перегрузки (например, вследствие активной игры на гитаре)

Пассивные дибоксы (без батареек и вообще какого-либо питания) по сути просто трансформаторы, играют роль моста между входом и выходом. Пассивные дибоксы обычно несут в себе только две функции: отвязка от земли и согласование балансных-небалансных входов\выходов.

Если говорить коротко: пассивные дибоксы хорошо работают с активными устройствами (имеющими на борту питание). И наоборот, активные дибоксы отлично работают с пассивными устройствами (не имеющими своего питания).

Из основных критериев выбора дибокса могу выделить следующие:
а) послушать в магазине звучание гитары через дибокс. Пассивные дибоксы немного округляют звук, активные подчеркивают верхние частоты.
б) в хорошем дибоксе должны быть инструментальный вход и балансный выход, причем, крайне желательно, чтобы он был с разъёмом XLR (студийный стандарт)
в) цена пассивного дибокса в основном определяются качеством трансформатора, который он содержит, поэтому тут надо обращать внимание на его характеристики (класс А, линейная АЧХ и т.д.)
Подробнее в статье про Дибокс
назад к вопросам