Изоляция

На этой странице вы найдёте описание и применение различных изоляционных и строительных материалов, разные секреты студий в плане строительства и изоляции и возможные бюджетные решения для ваших проектов.


Тема звукоизоляции помещений — это достаточно широкая тема и конкретного решения здесь быть не может. В каждом ценовом сегменте есть свои решения, начиная от одной тысячи рублей за приемлемый комплект для одной комнаты и заканчивая десятками тысяч евро за один квадратный метр. Можно взять специализированные, математически высчитанные, акустические материалы иностранных компаний. А можно воспользоваться решением отечественных производителей. Всё зависит от конечной цели: что именно вы хотите достичь и что в итоге должно получиться.

Основные моменты

Самый главный принцип акустического оформления: не допустить гуляния звуковых волн в помещении. Волны должны разбиваться и гаситься.

Самый лучший способ для этого: убрать параллельные поверхности, чтобы не было бесконечного отражения волны от одной поверхности к другой и обратно.
Проще всего это сделать на стадии строительства помещения: наклонить/повернуть стены, потолки сделать с переменной высотой. Если помещение уже есть, то применяют акустические материалы с неровной структурой.

Вообще, акустическое оформление делится на изоляцию помещения и на коррекцию частот. Если изоляцию необходимо делать по всему периметру комнаты, то для коррекции бывает достаточно сделать точечную обработку, в вычисленных местах присутствия нежелательных призвуков и резонансов на определённых частотах. Обычно изоляция всего помещения стоит гораздо дороже простой коррекции. Поэтому не спешите думать, что вам придется выложить круглую сумму за звукоизоляцию: вполне возможно, что в вашем случае необходима просто коррекция частот.

Для правильного решения необходимо ответить на следующие вопросы:
1) звукоизоляция или всё-таки звукопоглощение? Это разные вещи.
2) Звукоизоляция от внешних шумов (чтобы не мешал холодильник) или изоляция внутренней работы в студии (чтобы соседи не ругались)
3) Что конкретно изолировать: стены, пол, потолок, окна…?
4) каков характер основных мешающих шумов (ударные, бытовые, постоянные, импульсные…)
5) необходима ли акустическая коррекция самих комнат (резонансы на паразитных частотах, гудёж и бубнение…)

Подробнее по вопросам

1. Звукоизоляция — это изоляция источника звука в замкнутом пространстве. Звукоизоляция просто отражает звук, не давая ему выйти за определённые вами пределы помещения. Звукоизоляция бывает как внешней (защита от холодильника), так и внутренней (чтобы соседи не ругались).
Звукопоглощение — это поглощение пришедшей звуковой волны и отсутствие какого-либо эха, отражения этой волны дальше по её траектории.
Чтобы в комнате не было эха, нужно использовать звукопоглощающие материалы.>

2. В любой задаче есть два компонента. В задаче звукоизоляции помещения тоже всегда стоят два вопроса:
а) изолировать студию от внешних шумов, чтобы они не мешали работать,
б) изоляция работы самой студии, чтобы соседям/коллегам (например, сверху или снизу) не мешал процесс студийной работы.

Чтобы звук из комнаты не выходил за пределы комнаты, нужно использовать внутренние звукоизолирующие материалы.
Но чаще всего при акустической обработке студии встаёт вопрос именно о внешних шумах:  поющие птички за окном, работающие механизмы, автомобили, холодильник и в соседней комнате, скрипящие двери, разговоры и шаги — всё это нежелательно слышать при работе в студии. И именно изоляция от внешних шумов стоит дороже всего (по материалам и сложности работ).

С другой стороны, ваша громкая работа в студии (например, при сведении) тоже может кому-то мешать. Например, если студия находится в квартире, то соседям сверху или снизу. Либо же, если студия находится в отдельном здании,  мешает другим студийным помещениям, где в данный момент могут идти другие студийные работы. Часто бывает так, что в вокальной комнате идёт запись солиста, а в это время в монтажной идёт создание аранжировки или сведение треков. Их работу тоже необходимо изолировать. Это — задача внутренней изоляции. Она менее дорогая, но не менее важна.

3. Для каждой поверхности существуют свои материалы. Для стен есть стеновые и тканевые панели. Для потолка — подвесные. Для окон в основном используют тяжелые ткани. Для пола практикуют ковровые покрытия либо (в идеале) второй «плавающий пол».
Чтобы грамотно подойти к вопросу изоляции, нужно решить, откуда идёт наибольший шум. Если из окон — поставьте тройной стеклопакет и повесьте тяжелые шторы. Если из соседней комнаты. значит уделите больше внимания стенам между комнатами. Здесь лучшим вариантом будет «слоёная котлета» из разных акустических материалов с разным коэффициентом звукопоглощения.
Если волнует потолок — сделайте его домиком с обратным углом (угол не вверх, а вниз). Либо повесьте навесные акустические панели. Пол чаще всего меньше всех волнует, поэтому на него достаточно положить ворсистый ковёр или в крайнем случае ковролин.

4. Чтобы сэкономить и найти правильные материалы, нужно правильно оценить характер присутствующих шумов.
Шумы различаются по нескольким категориям.
Ударные шумы это: шум отбойного молотка/работающего механизма на улице, рёв самолёта, гудки (клаксон), любой грохот или удары по конструкции. Ударные шумы изолировать сложнее всего, поскольку они достаточно сильные по амплитуде.

Бытовые шумы: шаги (каблуки), разговоры, тиканье часов, скрип дверей и прочие негромкие по амплитуде звуки. Их изолировать проще всего.

Постоянные шумы — это медленно изменяющиеся шумы: проезжающие под окном автомобили, метро/трамвай, работающая вентиляция, вытяжка, холодильник, системник, лифт в подъезде, пение птиц за окном, ветер, дождь, и т.д. Для изоляции постоянных шумов необходимо сначала вычислить их средний уровень и только потом подбирать конкретные варианты материалов.
Причём некоторые шумы, зависящие от вас, (вентиляция, холодильник) возможно решить только временным отключением. А некоторые, независящие от вас никак (метро), решить будет очень сложно и дорого. Тут придётся либо менять местоположение комнат в помещении (уходить внутрь) или менять адрес студии на более спокойный район.
Импульсные шумы находятся в звуковом тракте, их даёт сама электроника и техника в студии. Тут надо решать на местах и конкретно с каждым прибором. Например, сетевые помехи и «земляные петли» можно решить правильным заземлением прибора либо отключением звукопередающей части от сетевой, специально предназначенным для этого переключателем Ground на аппарате.

5. Для акустической коррекции понадобится специальный измерительный микрофон с абсолютно ровной АЧХ и специализированная программа. А лучше найти специалиста, который всё это вычислит ))
Интересный момент:  для звукоизоляции при строительстве применяют в основном отечественные материалы. А в качестве отделочных используют зарубежные материалы. Хотя на рынке есть и отечественные отделочные материалы.

Стандартные материалы

Российские: антизвук, изолин, изолон, изофон, ЗИПС, шуманет
Импортные:  isover (изовер), ecofon (экофон), mappysil (мапписил), vicoustic, gyptone (гиптон)

Очень популярен вспенённый пенополиуретан (акустический поролон) как замена яичным кассетам в прошлом.
Также есть целый каталог звукоизоляционных материалов, как отечественных, так и зарубежных. Правда, цены там не самые дешёвые, но в целом неплохой наборчик ))

Стандартным решением многих проблем до сих пор остается обычная минеральная вата Isover KT 40-50, проложенная между двумя панелями гипсокартона.
На пол — ковролин.

Как самому сделать эффект «слоёной котлеты»

Вариант 1

стена:
звукопоглощающая панель
антизвук (типа войлока, только тоньше и плотнее)
изолин 1 слой (плотный и толстый)
минвата 1 слой
плёнка (толстая, обычная тепличная)
ковролин (толстый, ворсистый)
нюансы:
обложить все стены, углы — срезать!
потолок — угловой (не прямой, а под углом, обратный домик)

Вариант 2

стена:
деревянный каркас толстый (сделать ячейки метр на метр)
в ячейки — минвату
потом плёнка (обычная тепличная, толстая)
потом любая немаркая ткань
на пол:
ковролин тонкий, ковёр< Вообще самые лучшие стены для студии — каменные стены (подвалы, заводские складские помещения).

Звукоизоляция измерительной комнаты знаменитого ресурса iXBT:

стены, потолок: 15 мм минеральная плитка + 50 мм звукоизоляция Izover KT 40-50, деревянный каркас с резиновой виброразвязкой от стен.

Универсальный способ

Если провести измерения сложно или невозможно, есть универсальные способы поглощения звука:
а) поставить вместо мониторов зеркала (расположив точно так же, как и мониторы), сесть на рабочее место и заметить, в каких местах отражается стена за твоей спиной. Это и есть первые места, которые по-любому надо закрывать (ловить частоты), поскольку именно в этих местах будет рождаться первая волна отражения от прямого звука мониторов.
Следующие места отражения можно высчитать, исходя из угла падения прямого звука на эту стену по простой формуле: угол падения равен углу отражения
Так можно высчитать точечные места для второй и третьей волны отражения. Дальнейшие отражения можно специально уже не ловить, а сделать просто поглощение.
б) в углах комнаты по-любому должны стоять басовые ловушки. Их можно поставить даже без высчитывания, по простому принципу — в углу не должно быть угла как такового!
В идеале такие ловушки ставят в каждый угол комнаты (8 углов).
в) убрать параллельные поверхности на всех трех векторах комнаты (ширина, высота и глубина). Для этого можно просто сделать стены разными по своей акустике + повесить на одну из стен плотную ткань. Потолок вообще можно сделать тканью с обязательным нессиметричным провесом, чтобы не было ровного места нигде. На пол — толстый ковер (если есть). В крайнем случае ковролин. Безворсовые ковры (и тем более линолеум) не подходят в любом случае.

Про офисные помещения

Офисные помещения для студий никак не подходят. Вернее, их подготовка к такой студийной работе будет стоит уйму средств, времени и нервов.
Да ещё и не факт, что вам разрешат делать перепланировку в офисном помещении.
На тему звукоизоляции в Рунете достаточно много материала, например, тут.

PS: лично я предпочитаю системный подход, т.е. не одно решение, а сразу несколько. Аппаратная и вокальная комнаты по-разному обрабатываются. Я, например, против заглушённых комнат вообще. Это неестественно. Акустика помещения всё равно должна присутствовать. И вполне возможно, что акустика именно вашего помещения станет визитной карточкой вашей студии, с узнаваемым уникальным звуком и красками, неповторимыми больше нигде и ни в одной студии мира.

to be continued…