Сведение

Часто процесс сведения не озвучивается многими звукорежиссёрами. Оно и понятно: сведение в своём большинстве — нудная и кропотливая работа. Хотя элемент творчества в сведении просто необходим. Здесь вы найдёте много информации по процессу микширования, мониторинга и сведения.

Что такое «сведение»?

Сведение треков — это выстраивание оптимального баланса между треками. Обычно это решается изменением уровня громкости треков относительно друг друга, расположением треков в пространстве (панорама) и по глубине сцены (реверберация). Чтобы понять суть сведения, нужно представить себя в качестве слушателя на концерте, а ваши треки для сведения — это инструменты, сваленные на сцене в одну кучу.

Ваша задача — просто расставить эти инструменты на этой виртуальной сцене, ориентируясь на свой слух (и хорошие студийные мониторы). При грамотном сведении должен быть слышен каждый инструмент на сцене и слышно его расположение относительно других инструментов. От грамотного сведения зависит почти всё. А в некоторых случаях даже мастеринг может не понадобиться, настолько всё хорошо выстроено.

Самое лёгкое сведение, на мой взгляд, это классическая аранжировка. Например, сведение оркестровой записи. Тут не надо думать о тембре, поскольку все инструменты и так имеют свою нужную окраску. Тут эквализация почти не нужна, кроме сольных моментов. Остаётся только представить себе этот оркестр перед собой и расположить всех по своим местам (по панораме и глубине сцены). А потом оперировать громкостью инструментов. В конце добавить общего эффекта типа «реверберации концертного зала» и всё. Микс готов.

Очень много при сведении зависит от качества самой инструментовки и аранжировки. Инструментовка — это набор/подбор инструментов (звуков), выбранных для производства данной песни. Аранжировка — это создание/сочинение конкретных партий, сыгранных этими инструментами в данной песне.

Если инструментовка неграмотная, многие выбранные инструменты (звуки) звучат в одном регистре и похожи тембрально, то сделать нормальное сведение будет очень сложно. Потому что тут надо будет решать, что урезать в пользу другого. А это всегда болезненно, особенно если оба инструмента нужны по идее песни и по замыслу автора.

Если аранжировка тоже непрофессиональная, и многие ритмические и мелодические рисунки перекрываются рисунками другого инструмента (и, не дай бог, перекрывают голос), то тут никакое сведение не даст нормального результата. Максимум, что можно будет сделать в этой ситуации, это раскидать инструменты по панораме.

 

Основы, которые есть в любом миксе:

1) Трек с голосом — это самый главный трек в любой композиции. Он должен быть над всеми остальными треками в миксе, должен быть слышен на любой громкости микса и слова должны быть разборчивы. С другой стороны, если голос торчит из микса слишком явно, это тоже плохо. Потому что баланс должен быть везде, включая голосовой трек.

2) Фильтрация/эквализация треков в том диапазоне, где полезного сигнала нет и не будет. Например, в голосовом треке можно спокойно срезать всё, что ниже частоты 120-160 Гц: всё равно там полезного сигнала нету (нет таких низких голосов в природе). Также можно срезать все частоты выше 500 Гц на басовом треке: бас редко забирается так высоко, его стандартная частота 120-160 Гц + возможные обертоны до 500 Гц. Всё, что выше можно спокойно срезать. Фильтрация нужна для более плотного укладывания треков в общий микс, чтобы треки не мешали друг другу в тех регистрах и на тех частотах, в которых полезного сигнала уже нет.

3) Любые пространственные эффекты (эхо, реверберация, дилей) применять только в самом последнем случае, когда всё остальное уже сделано. Реверберация размывает микс и делает его менее ярким. Многие портят свой микс именно на этой стадии. Реверберация должна быть разумной.

4) Никогда не сводить в наушниках: там неправильная стереопанорама и сложно определить правильное место для конкретного трека. Даже самые бытовые колонки, разнесённые по равностороннему треугольнику, дадут более правильную звуковую картину.

 

Как выделить трек из каши

Для выделения конкретного трека из общей каши звуков есть только 4  способа:

  • Громкость трека (оперирование контрастом между тихими и громкими уровнями других треков)
  • Тембральная окраска трека (подчёркивание некоторых частот в нужном месте нужного трека, эквализация)
  • Панорамирование трека (расширение стереобазы путём расстановки инструментов по виртуальной сцене)
  • Реверберация трека (чем меньше ревер, тем ближе на слух инструмент на сцене по отношению к слушателю)

Эти способы можно (и даже нужно) применять не по отдельности, а в сочетании друг  другом, что ещё более обогатит общую звуковую картину восприятия.

Вообще в классической инструментовке ещё есть разделение инструментов по их ритмической составляющей и по тембральному регистру. Насчёт ритмической составляющей в принципе всё понятно: один инструмент играет ровно, другой неровно (например, синкопами), и поэтому они друг друга не заглушают и обоих слышно. Даже если обе партии играет один и тот же инструмент в том же регистре с той же громкостью и тем же расположением в общей панораме. Тембральный регистр изначально подразумевает, что каждый инструмент играет только в своём диапазоне и не мешает другому инструменту. Таким образом в каждом диапазоне господствует только один какой-либо инструмент. И поэтому его прекрасно слышно в общей звуковой картине без какой-либо манипуляции с треком. Подробнее про тембральный регистр расскажу в статье как сделать грамотную аранжировку. Вообще, грамотно сделанная аранжировка, это уже половина сделанного сведения…

 

Эквализация трека (кликабельно)

 

Основные регистры инструментов (кликабельно)

 

Ноты и Частоты на гитаре (кликабельно)

 

Стандартное расположение инструментов симфонического оркестра (кликабельно)

статья недописана, продолжение следует…