Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

О микрофонах

NeumannЛюбой микрофон, который вы видите на прилавках магазинов, скорее всего окажется динамическим. Потому что это самый дешёвый тип микрофонов. Конечно, есть и студийные дорогие динамические, но мы сейчас не о них. Динамические микрофоны чаще всего имеют ограниченный частотный диапазон, и малую чувствительность. Все микрофоны в мире можно разделить на два основных вида — динамические и конденсаторные. Конечно, есть ещё электретные и ленточные, но это скорее раритет  и эксклюзив, чем нынешняя реальность.

Также микрофоны можно условно разделить на два типа — вокальные и инструментальные. Почему условно — читайте ниже. Технические подробности и спецификации микрофонов рассматривать в данной статье нет смысла, потому что этой информации и так навалом в интернете. Во-первых, мало кто читает паспорт микрофона после его покупки (признайтесь хотя бы самому себе в этом). А во-вторых, нас, как практиков, должна интересовать практическая сторона использования микрофонов в студийной работе

Общие понятия

«Конденсаторный» и «динамический» — это термины, обозначающие два разных типа микрофонов в соответствии с механизмом, используемым ими для преобразования звука в электрический сигнал.

Диафрагма конденсаторного микрофона представляет собой тончайшую пластиковую плёнку, покрытую с одной стороны золотом или никелем и расположенную вблизи от неподвижной пластины из проводящего материала. Для создания электрического поля между диафрагмой и этой пластиной могут использоваться два способа. Первый способ — применяется внешний источник (батарея или фантомное питание), с помощью которого на диафрагму подаётся поляризующее напряжение. Второй способ для электретных микрофонов – они содержат перманентно поляризованный (электретный) материал, располагающийся либо в пластине, либо в самой диафрагме. Диафрагма и пластина, разделённые небольшой воздушной камерой, образуют конденсатор. Его ёмкость изменяется в соответствие с движением диафрагмы, свободно перемещающейся под воздействием звуковых волн. По мере приближения или удаления диафрагмы от пластины, пропорционально изменяется электрический заряд последней. Колеблющееся напряжение пластины является, таким образом, электрическим «отображением» движений диафрагмы.

Механизм действия динамического микрофона можно представить как обратный механизму действия обычного динамика акустической системы. Здесь диафрагма присоединена к катушке из тонкого провода, расположенной в магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом. Когда звуковая волна воздействует на диафрагму, последняя начинает колебаться, и звуковая катушка перемещается. Вибрация провода в магнитном поле приводит к появлению электрического тока, направление и величина которого строго зависят от движений диафрагмы, и, следовательно, в динамическом микрофоне этот ток является электрическим «отображением» звуковой волны

Если говорить простыми словами, то динамический микрофон это грубый технарь, делающий свою работу качественно и в сроки. А конденсаторный — это интеллигентный гуманитарий-шпион применяющий тонкие техники, умеющий слушать, слышать и самое главное — передавать без искажений все подробности процесса )

Плюсы динамического микрофона.

Динамические микрофоны смертельно необходимы везде, где есть повышенный уровень шумов и требуется избирательная чувствительность по отношению к источнику звука. Потому что самая главная особенность динамических микрофонов в том, что они чувствительны только к ближайшему источнику звука (рот исполнителя) и практически не восприимчивы к посторонним шумам. Поэтому на живых концертах, в сложных акустических обстоятельствах (стадион, спортзал) и погодных условиях (дождь, снег), работают в основном именно динамические микрофоны (самый известный — Shure SM-58 и его варианты в виде радиомикрофонных систем). Именно динамические микрофоны позволяют исполнителю спокойно проходить мимо работающей акустики (естественно в разумных пределах) и не заводиться от обратной связи. И именно динамические микрофоны славятся на весь мир своей надёжностью и неприхотливостью (особенно если корпус из металла), потому что внутри в принципе даже ломаться нечему. Кстати, именно поэтому у динамических микрофонов самое привлекательное соотношение  цена/качество.

Минусы динамического микрофона.

К минусам можно отнести как раз таки ограниченный частотный диапазон, не позволяющий использовать микрофон в полной мере при всех обстоятельствах. Если ещё к этому добавить очень низкую чувствительность к передаче нюансов исполнения (дуб дубом), то становится понятно — в студии им делать практически нечего.

Плюсы конденсаторного микрофона.

Эти микрофоны в полной мере чувствительны к источнику звука и способны уловить и передать самые тончайшие нюансы и оттенки исполнения. Поэтому такое звучание микрофонов называют естественным, тёплым, домашним. Они расскажут всё об источнике звука. Поставьте такой микрофон в центре комнаты многоквартирного дома и запишите то, что сейчас кажется тишиной. Вы услышите и птичек за окном, и разговор соседей сверху, и работающий телевизор у соседей снизу, проезжающие под окном автомобили, лифт и, конечно, звук работающего системника вашего ПК. Запишите гитариста этим микрофоном, и вы услышите, кроме самого звука гитары, стук струн об лады, движение руки относительно корпуса и дыхание музыканта.  Эти микрофоны также имеют самый полный частотный диапазон, какой только можно представить (есть vip-экземпляры от 5 Гц до 200 кГц). Все эти параметры говорят о том, что это скорее элитные микрофоны и им место как раз в студиях, где предъявляются повышенные требования к передаче звуковой картины. Поскольку конденсаторные микрофоны очень чувствительны, ими часто озвучивают большие пространства с хорами, оркестрами и пр.

Минусы конденсаторного микрофона.

Конденсаторный микрофон всегда требует для себя источник питания. Либо это предусилитель (+48 В), либо это фантомное питание от микшерского пульта. Поэтому круг использования микрофона часто ограничен.Эти микрофоны практически не бывают концертными и не приспособлены к активной деятельности в разных условиях. Так как эти микрофоны очень чувствительны, то соответственно ловят не только то, что надо, но и часто то, что совсем не надо ловить. Например, голоса за дверью. Или холодильник в соседней комнате. Поэтому эти микрофоны требуют соответствующую звукоизоляцию. Также такие микрофоны не любят небрежного и грубого к ним обращения, и ломаются практически при первом же падении, в отличие от динамических, которые можно (но не нужно!!) случайно уронить и им ничего не будет. Часто конденсаторные микрофоны требуют так называемый ПОП-фильтр для защиты от взрывных согласных «П-Б», «Т-Д», «С-З» у вокалистов. Всё это делается потому, что у этих микрофонов очень нежная начинка, которую легко повредить, просто превысив допустимый уровень звукового давления. Этот уровень всегда написан в паспорте микрофона.

Благодаря лучшей переходной характеристике, конденсаторные микрофоны, как правило, имеют более широкий частотный диапазон, чем динамические. Однако, существуют исключения. Среди конденсаторных микрофонов чаще встречаются однонаправленные, чего нельзя сказать о динамических микрофонах. Строение конденсаторных микрофонов позволяет производить даже самые миниатюрные устройства, в то время как механизмы динамического микрофона накладывает существенные ограничения на его размер. Конечно, бывают на свете хорошие и дорогие студийные микрофоны, будучи динамическими. И наоборот, в последнее время становятся очень популярны конденсаторные микрофоны, приспособленные к живым концертным выступлениям в любых условиях. Настоящие студийные динамические микрофоны незаменимы там, где практически всегда присутствует повышенное звуковое давление (например, внутри бас-барабана «бочки»). Это барабаны, литавры и любая перкуссия. А у концертного конденсаторного микрофона (наряду с возможностью переключения направленности) ценится его чувствительность к передаче нескольких голосов (инструментов) и расширенный частотный диапазон. Что позволяет использовать его для озвучивания хоров и оркестров.

Вокальными некоторые микрофоны называют из-за характерного подъёма АЧХ в районе 2-4 кГц для подчёркивания голоса человека и для облегчения последующего монтажа при сведении.Соответственно, инструментальными бывают микрофоны с подъёмом АЧХ на частотах, характерных для того или иного инструмента, что говорит об узкоспециализированном микрофоне.
Это разделение очень условно, потому что носит рекомендательный характер: никто не запрещает инструментальным микрофоном записывать вокал (тем более, что есть прецеденты). и наоборот, на вокальный микрофон может хорошо лечь тембр, например, саксофона…

Направленность микрофона.

Все микрофоны имеют определённую направленность (зависимость чувствительности микрофона к звуковому сигналу от местоположения его источника), т.е. имеют:

кардиоиду

кардиоида

(микрофон безразличен к звуку, идущему сзади микрофона)

суперкардиоиду

суперкардиоида

(спереди имеет более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом он частично захватывает звук, идущий непосредственно сзади, но также имеет две области абсолютной нечувствительности)

гиперкардиоиду

гиперкардиоида

(сравнительно более узкая зона чувствительности спереди и более широкая сзади)

восьмёрку

восьмерка

(микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков)

круговую

круговая

(чувствителен к сигналам, идущим со всех направлений)

полусферу

полусфера

(лежачие «плоские» микрофоны с краевым эффектом (PZM)

полукардиоиду

полукардиоида

(обычно используются на лекциях, конференциях и совещаниях)

    • Всенаправленные микрофоны:
      зависимы от акустики помещения, не отсекают эхо, не обеспечивают акустическую изоляцию, разве что только при малом расстоянии от источника звука до микрофона,  низкая чувствительность к звукам дыхания, практически отсутствует «эффект близости»,     расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов, что очень полезно при работе с органом, бас барабаном и симфоническим оркестром
    • Однонаправленные микрофоны (микрофоны с кардиоидной, суперкардиоидной, полусферической, полукардиоидной и полусуперкардиоидной диаграммами направленности):
      обеспечивают защиту от негативного влияния акустики помещения и утечки звука,     обеспечивают хорошую изоляцию, что способствует лёгкому разделению записанных треков, обычно приводят к возникновению «эффекта близости» (за исключением микрофонов с отверстиями в держателе), уменьшают feedback-шумы (обратная связь от колонок), используются для синхронной стереозаписи
    • Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:
      имеют максимальную разницу между передней и задней областями чувствительности среди подобных микрофонов, обеспечивают большую изоляцию, чем микрофоны с кардиоидной направленностью, менее чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью
    • Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:
      обеспечивают максимальную среди подобных им микрофонов нечувствительность к боковым звукам, обеспечивают максимальную акустическую изоляцию: защищают от неблагоприятных эффектов помещения, feedback- и посторонних шумов, препятствуют утечке сигнала
    • Микрофоны с направленностью «восьмёрка»:
      используются, в частности, для интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга или для записи и озвучивания дуэтов, обеспечивают максимальную изоляцию при overhead-записи, применяются для стереозаписи по методу Блюмляйна (Blumlein), когда используются два скрещенных микрофона-«восьмёрки»

Например, знаменитый микрофон Shure SM-58 является гиперкардиоидным динамическим вокальным микрофоном. Часто хороший микрофон позволяет переключаться между вариантами направленности и степенью чувствительности.
Так же бывают микрофоны измерительные, радиовещательные, для дикторов, конференций, караоке и многие многие другие )

На что обращать внимание при выборе микрофона.

1) чувствительность
2) что будет записываться этим микрофоном (АЧХ)
3) взаимопроникновение сигналов (соотношение сигнал-шум)
4) цена

Чем дальше источник звука, тем слабее принимаемый микрофоном сигнал. В конце концов наступит момент, когда источник звука сольётся с общим фоновым шумом и перестанет приниматься и различаться микрофоном. Поэтому более чувствительный микрофон имеет более широкую зону охвата. С одной стороны это хорошо, поскольку только на определённом расстоянии от инструмента формируется слитный, единый тембр. Но с другой стороны это не всегда хорошо, если надо записывать не только вокалиста, но и другие источники звука (инструменты). Даже если записывать только один вокал одним микрофоном, после записи совершенно запросто может всплыть такая бяка, как фонограмма из наушников исполнителя. Если же записывать с нескольких микрофонов, ситуация осложняется во много-много раз. Для удобства дальнейшего сведения записанные треки должны быть как можно более «чистыми», т.е. гитара должна быть гитарой, а скрипка – скрипкой. Однако на самом деле в каждом из микрофонов будут «жить» оба инструмента, только один громче (ближе), а другой тише (дальше). Тогда повышенная чувствительность микрофона будет врагом звукорежиссёру. И тогда нужно выбирать между чувствительностью и взаимопроникновением сигналов. Не бывает хороших микрофонов за 500-1000 рублей и от фирм «LG», «Toshiba», «Panasonic», «Phillips» и пр. При всём уважении к этим фирмам, они не производят профессиональные микрофоны.

Так всё-таки конденсаторный или динамический?

Если у вас громкий голос и вы не собираетесь тихо записываться, то динамический микрофон подойдёт. Громкий голос раскачает динамическую катушку микрофона и сможет передать основной характер песни.
Если хотите нюансов и естественности, домашнего камерного звучания, тогда лучше конденсаторный микрофон.
Если записываться в динамический, самый лучший итог будет звучать как хороший лицензионный DVD-диск с живого концерта. Т.е. хорошо и даже местами отлично , но всё равно слышно, что записывались не в студии.
Если записываться в конденсаторный, тогда результат в идеале будет звучать как с альбома CD-диска. Но тогда и требования слушателя к качеству исполнения будут выше.
Если не уверены в своём голосе или не хотите записать вместе с полезным сигналом всякие голосовые бяки и всхлипы — берите динамический. Он сможет отфильтровать большинство полезного сигнала.
Если уверены в своём голосе, умеете его контролировать и хотите большего — конденсаторный вам в помощь.
Многие исполнители сознательно выбирают для записи определённых треков именно динамический микрофон, чтобы передать атмосферу живого концерта и драйва. Многие исполнители при записи плюсовых фонограмм для своих концертов применяют динамические микрофоны по принципу «как на концерте». И наоборот, некоторые исполнители, чаще джазовые, применяют на живых концертах конденсаторный микрофон, чтобы придать концерту камерность и естественность. Хотя есть отдельные личности, которые применяют при записи и конденсаторные и динамические микрофоны одновременно. Всё зависит от конечной цели этой записи.

Что нужно знать при эксплуатации микрофонов:

* Далеко не каждый инструмент можно качественно записать одним микрофоном
* При записи важнейшую роль играет точка размещения микрофона, в том числе, его расстояние до инструмента
* Чем больше линейные размеры инструмента (например, рояль), тем сложнее найти оптимальное расположение микрофона(-ов)
* При записи с расстояния, превышающего 10–20 см, всегда следует использовать микрофоны с большой чувствительностью (обычно – конденсаторные)
* Чем ровнее АЧХ, тем лучше, но! тем холоднее и нейтральнее записанный звук. Не всем по вкусу
* Микрофонов никогда много не бывает, каждый найдёт своё применение в студии

Самые известные фирмы-производители:

Shure, AKG, Sennheiser, Beyerdynamic, Nady, Neumann, Rode, Audio-Technica и т.д.
Наибольшей популярностью в России (а, возможно, и в мире) пользуются микрофоны фирм «Shure» (в особенности семейства SM и Beta), «AKG» и «Sennheiser». Ассортимент у них очень обширный, есть модели и концертные, и студийные, и дорогие, и бюджетные. Обратная сторона медали: именно эти микрофоны чаще всего подделываются, будьте бдительны при покупке. В среде радиовещательных студий популярны брэнды «Beyerdynamic» и «Nady». Компания M-Audio прямо-таки специализируется на выпуске оборудования для домашних студий (хотя тщательно это скрывает), а потому просто не могла не выпустить линейку достаточно неплохих (и недорогих) студийных микрофонов. Большой выбор очень качественных микрофонов по весьма привлекательным ценам предлагает фирма «Октава» из Тулы. Это редкий случай, когда отечественный брэнд признан профессионалами шоу-бизнеса по всему миру. Компании «Audio-Technica», «Neumann», «Rode» и т.д. делают шикарные микрофоны, однако приобретать их для домашней студии – удовольствие дорогое, да и прочее оборудование придётся покупать соответствующее. Что касается продукции таких молодых фирм, как «Phonic», «Behringer», «Samson» и т.д. – здесь, как обычно, широкий ассортимент и по очень бюджетным расценкам. Грубо выражаясь, это не караоке-микрофоны по цене караоке-микрофонов. Для старта пойдёт.

Обычно домашняя студия начинается с одного микрофона. Имейте в виду – абсолютно всё одним микрофоном записать не получится, и вам иногда придётся это объяснять музыкантам. Какие-то инструменты придётся переигрывать на клавишных – это не криминал, это вполне нормальная практика. Если не планируется ничего, кроме записи вокала и электрогитары с комбика, берите динамический микрофон. Чувствительность будет пониже, зато и взаимопроникновение будет послабее и акустика помещения (ещё одно больное место домашних студий) не будет сниматься. Если собираетесь записывать какие-либо спецэффекты домашними средствами, тем более берите только динамический микрофон. При записи плеска воды в ванной, скрипа снега при помощи мешочков с крахмалом и т.д. конденсаторный микрофон, ещё раз повторюсь, «снимет» абсолютно всё – т.е. вместо плеска воды на фонограмме будет звучать «мужчина 25–30 лет, высокого роста, перемещающий руку в наполненной ванне, вода тёплая, ванна изготовлена из чугуна, эмалированная».

При работе с микрофоном обязательно ищите точку съёма. Причём имейте в виду – это надо делать каждый раз. Даже если это один и тот же гитарист, одна и та же гитара и один и тот же комбик, установленный в одно и то же положение (мелом на ковре обведено). Заботьтесь о том, чтобы микрофонный парк постепенно расширялся. Арендуйте или просто спрашивайте попробовать микрофоны других моделей у знакомых – исследуйте их звучание, делайте себе заметки на будущее. Есть вокальный микрофон, купим инструментальный. Есть и то и другое – возьмём ламповый студийник (ни в коем случае не ронять!!!). И с каждым свежеприобретённым микрофоном экспериментируем – записываем разные инструменты, с разных точек, с разной обработкой…

Всегда, покупая микрофон, сразу покупайте к нему стойку и держатель. Даже если кажется, что она абсолютно не нужна, и все ваши дикторы с певцами на записи держат микрофон в руках. Придёт день, когда в дверь зайдёт мальчик с гитарой, и тут выяснится, что класть микрофон на стул, на стопку книг, держать его руками, зажимать между ног и т.п. крайне неудобно. Стойка – приобретение не такое уж и дорогое (порядка 30 долларов), однако весьма и весьма ценное. К тому же часто бывают ситуации, когда в проекте задействованы все микрофоны, имеющиеся сейчас в вашем распоряжении, и на этом этапе обнаружить нехватку стойки очень нежелательно для вашей же репутации.

Коммутация.

Важный пункт – провод. Он же кабель. Он же шнур. Это не кусок изолированной проволоки, как думают некоторые. Это «прибор для передачи электрического сигнала на расстояние». Иногда, кстати, очень дорогой, содержащий серебро, бескислородную медь и прочую алхимию. Для тех, кто не в курсе – существуют провода, которые стоят по $200 за метр. Возможно, есть и дороже. Короче говоря, не советую относиться к проводам как к ничего не значащей мелочи, иначе постоянными спутниками записи станут выраженный фон и регулярное потрескивание (если не хуже). Кабель нужно покупать микрофонный (на нём так и написано – Microphone Cable) по цене не меньше чем $1/метр; разъёмы, кстати, тоже должны быть не по 5–7 рублей неизвестно чьего производства.
Для тех, кто не умеет играть на таком музыкальном инструменте, как паяльник, обычно в магазинах продают (а иногда и вполне прилично паяют) готовые кабели. В этом случае помните – не может хороший 5-метровый микрофонный шнур стоить 100 рублей. Как альтернатива проводному соединению — использование радиомикрофона. Лично моё отношение к этому варианту однозначно отрицательное. Для концертных живых выступлений – чудесная вещь, но никак не в студии звукозаписи. Для подключения микрофона есть три варианта:
первый – микрофонный вход звуковой платы (если таковой есть).
второй – микрофонный предусилитель
третий – микшерный пульт

Warning!

Напоминаю, что конденсаторным микрофонам для работы требуется питание, электретным тоже. Электретные микрофоны требуют напряжения порядка 5 вольт, обычно они работают от батареек. Иногда такое питающее напряжение подаётся со звуковой карты, например, в случае с картой ESI Waveterminal 192M (+12 V). Для запитывания конденсаторных микрофонов требуется более высокое напряжение (+48 V). Дорогие студийные модели обычно оснащаются своими блоками питания, а вот всем остальным придётся пользоваться функцией «фантомное питание» (Phantom Power) микрофонного предусилителя или микшерного пульта. Снова не вдаюсь в технические подробности, однако:

  • У недорогих пультов фантомное питание обычно общее для всех микрофонных каналов. Динамический микрофон, подключенный правильно распаянным симметричным кабелем ко входу с включенным фантомным питанием, будет работать нормально. Однако, если воткнуть туда гитару, синтезатор или даже микрофон с несимметричным кабелем… 48 вольт – штука и для человека неприятная, а уж для электронного оборудования тем более.
  • При включении строго соблюдайте последовательность: уберите громкость на пульте -> убедитесь, что фантомное питание выключено -> подсоедините кабель к микрофону -> затем к пульту и только после всего этого -> включайте фантомное питание.
  • Некачественный кабель с разболтанными разъёмами при работе с фантомным питанием может стать источником ооочень крупных неприятностей.
  • Порядок правильного отключения: убрать громкость на пульте -> отключить фантомное питание -> отсоединить кабель от пульта -> отсоединить микрофон от кабеля.
  • Цеплять микрофон за $1000 к пульту за $100 – совершенно бессмысленное занятие. Приборы в студии должны соответствовать друг другу по классу.
  • ВСЕГДА использовать поп-фильтр для защиты хрупкой диафрагмы микрофона от ваших взрывных и шипящих согласных «П», «Б», «С», «З».

    Выводы.

    Нет на свете плохих микрофонов. Есть неправильное их применение!
    Даже пластиковый «караочный» микрофон за 100-500 рублей можно приспособить для записи чего-либо в определённых условиях.
    Нельзя точно сказать, какой именно микрофон будет идеальным, а какой не будет. Любой микрофон имеет свою АЧХ (амплитудно-частотную характеристику) и понять, подойдёт этот микрофон под ваш голос или нет можно только при конкретном прослушивании в салоне. Бывали случаи, когда для конкретного голоса больше всего подходил не дорогой конденсаторный микрофон, а обычный динамический.
    Могу только сказать, что апппаратура в любой студии должна быть примерно одного ценового уровня и поэтому микрофоны дороже 25 тысяч в домашних студиях встречаются очень редко. Да и акустическое оформление таких студий уже далеко не домашнее.
    Во многих случаях хороший динамический микрофон для домашней неоформленной студии окажется предпочтительнее стандартного конденсаторного.
    Для стиля «рэп» (а так же любого агрессивного стиля) лучше смотреть на микрофоны с большим сопротивлением (Om) и выдерживающие большое звуковое давление (от 120 dB).
    Любой микрофон лучше ставить на специальную микрофонную стойку, чем держать в руках.
    Для любого конденсаторного микрофона также смертельно необходим поп-фильтр (если не хотите скорой смерти микрофона от вашего активного творчества).
    Чем больше диафрагма конденсаторного микрофона, тем лучше для передачи мелких нюансов и особенностей в голосе. Но если голос не профессиональный (не поставлен), то нет особого смысла в выборе большой диафрагмы.
    Ленточные микрофоны лучше всего подходят для передачи низких частот (бас, баритон, басовые инструменты).
    Настоящий ламповый звук любых микрофонов начинается от 10 тысяч рублей ($ 300-400). Всё, что дешевле — обычный маркетинг и психология покупателя.
    Блок питания в ламповых микрофонах нужен только для питания лампы и схемотехники микрофона. Сам сигнал с микрофона всё равно нуждается в усилении до линейного уровня. Поэтому микрофонный предусилитель в тракте в любом случае микрофону необходим.

    Нюанс для конденсаторного микрофона: в процессе пения, для уменьшения посторонних призвуков изо рта, взятия дыхания, щелчков губами и прочих бяк расстояние до капсюля микрофона должно быть больше 10 сантиметров. Лучше всего не направлять свой голос прямо на микрофон, а взять чуток правее или левее относительно капсюля микрофона. Для динамического микрофона всё наоборот: надо с ним «целоваться», чтобы он смог передать все нюансы звучания и не захватил посторонние звуки в студии.
    Меньше всего посторонних шумов захватит микрофон с кардиоидной направленностью. Потому что он предназначен для конкретного точечного источника звука. И наоборот, для захвата всех звуков в округе необходим микрофон с круговой направленностью.

    Никогда!

    не используйте конденсаторные микрофоны при включенной акустической системе! Иначе обратная связь может просто убить ваш микрофон!

    Прослушивать себя и своих вокалистов при записи в микрофон надо только в закрытых мониторных наушниках!!

    *****************************

    ЗЫ: работа с микрофонами – это то самое, из-за чего нашу профессию (или хобби, ненужное зачеркнуть) трудно назвать сидячей. Вроде сидит-сидит звукорежиссёр в удобном кресле, крутит не шибко тугие ручки и щёлкает мышкой в секвенсере, но вдруг вскакивает и начинает крутиться вокруг исполнителя – то так поставит микрофон, то этак, а то и вовсе поменяет. «Зачем он так парится? – спросит человек со стороны. – Ведь в компьютере тьма-тьмущая плагинов, способных смоделировать любой микрофон и его расположение…» Однако истинный homo sapiens всегда работает с настоящим микрофоном собственными руками. «Доброе начало полдела откачало» говорит пословица.

    Поразмышляйте – какой прибор является началом звукового тракта?
    читать дальше
    [ratings]

    926
    Оставить комментарий

    Оставить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

      Подписаться  
    Уведомление о
    Антон
    Гость

    Данная карта стоит своих денег. В ней стоят топовые конвертеры АКМ и реализована возможность одновременной записи 4 каналов с наивысшими на сегодняшний день параметрами 24 бит / 192 кГц

    Антон
    Гость

    Если сейчас в вашем звуке нет характерных посторонних помех и фоновых шумов и вы всё правильно распаяли, то большую разницу вы не услышите. Маленькую — можете заметить.

    Сергей
    Гость
    Сергей

    С этой звуковой картой INFRASONIC QUARTET ничего у меня не получилось.Консультанты из магазина pop-music тоже ничего с этим поделать не смогли.Посоветовали мне поменять зв.карту с PCI на USB типо там все проще.
    Выбор пал на LEXICON LAMBDA.Но я где то читал что USB карты могут давать задержку.
    Интересно что выдумаете об этой комплектации- будет обычный системный блок ASUS + НАСТОЛЬНАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ LEXICON LAMBDA+студийный микрофон AKG Perception 120.Напомню ,речь идет о записи репа.
    И еще,как формируется питание микрофона-48в,если по USB каналу передается только 5в. Там есть предусилитель?

    леон
    Гость
    леон

    и ещё забыл соит ли своих денег (8 тыщ) Звуковая карта Creative Professional E-MU 0404 USB2.0 AudioPod(RTL)(Analog 2In/2Out, optical&coaxial,сейчас у меня креатив 5,1,усилок денон 2308,колонки монитор аудио бронз

    леон
    Гость
    леон

    Глубокоуважаемый Антон!Скажите пож я имею Октава МКЭ-15,креатив 5,1 через комп,услышу ли я большую разницу в звуке если куплю дорогой кабель рублей за 500,сейчас стоит простенький со спичку толщиной,я стал волноваться так как мне товариш позвонил и сказал что разница есть ,хотя я сомневаюсь,у него мкэ-2 и простенький микшер тыщ за 5

    Сергей
    Гость
    Сергей

    Не понимаю в чем дело.Сделал все как вы сказали.
    Запустил програмный микшер,установил переключатели с Line на Mic, включите +48V и обрезной low-фильтр.С проигрывателя звук идет на колонки ,а с микрофона -НЕТ.Может дело действительно в кабеле?Причем постукивая пальцем по микрофону -вижу реакцию микшерных индикаторов.Но ведь кабели все д.б. стандартной распайки.В сервис-центре проверили микрофон.С внешенго предусилителя он работает.

    Сергей
    Гость
    Сергей

    Спасибо за совет.Т.е. я возможно купил не тот кабель?Тогда какой мне нужен?
    Я просил переходник с «большой джек» на «XLR»,что мне и дали ,а именно МИКРОФОННЫЙ ШНУР FORCE FMC-02/5.
    Вот про это если можно поподробнее:
    2) В программном микшере карты переключите тип первого входа с Line на Mic
    3) Там же включите фантомное питание (+48V)
    Т.е. я захожу в прогу,дальше куда? в настройки?
    И в догонку :
    Какой программой лучше пользоваться для записи репа?Он хочет писать «минуса» и затем на них накладывать голос с микрофона.
    Порограмм много,а нам надо что попроще для начала.

    Сергей
    Гость
    Сергей

    Добрый день.
    Мой сын увлекается репом.
    Купил ему звуковую карту INFRASONIC QUARTET и студийный микрофон AKG Perception 120.Материнка ASUS .Установил драйвер,и вспомогательные проги,но звука почему то не слышно.Что там может быть не так?

    леон
    Гость
    леон

    а Shure: C606 и Октава МКЭ-15 для начинающего вокала ,что лучше будет звучать?

    леон
    Гость
    леон

    будьте добры подскажите что лучше купить для начинающего вокала Октава МКЭ-15 за 1300 р. или Микрофон PHILIPS SBC ME 570

    Проводной стереофонический микрофон
    Тип микрофона – конденсаторный
    Диаграмма направленности – узкая
    Частотный диапазон – 50 Гц – 18 кГц
    Сопротивление – 600
    Чувствительность –45 за теже деньги,спасибо.

    Ильсур
    Гость
    Ильсур

    Добрый день, Антон хочу сказать сначала огромное спасибо за такие полезные и «терпелвые отеты», и хотел бы узнать у вас: Хочу приобретси микрофон и микшерный пульт для записи женского вокала и, возможно, акустической гитары,в домашних услоиях, на какие модели стоит обратит внимание, именно в связке микшер+микрофон или может посоветуйте выбрать лучше хорошую звук карточку взамен микшера? и главное, как посоветуете подлючить?
    бюджет примерно 8 тыс -микрофон 6 — микшер
    для записи вокала использую вокальную комнатку из звукизол матер.

    Oleg
    Гость
    Oleg

    http://www.musicalive.ru/nady-1000-p-340.html и скажите об этом микро пожалуиста

    Oleg
    Гость
    Oleg

    Ну бюджет ну звуковую карту до 8 могу отдать,но чтоб там была фантомка и предусилок.

    Oleg
    Гость
    Oleg

    P.S ///даите варианты карточек по usb и FireWire пожалуйста!

    Oleg
    Гость
    Oleg

    Будет только записываться один мой голос , минуса тоже не пишу.микшера нет! pc -звуковая карта не возможна(остаеться или USB или FireWire),так что мне нужна звуковая карта и усилитель с фантомным питанием а вот как это собрать оптимально это вопрос.

    Антон
    Гость

    Здравствуйте, Олег! Возник вопрос: а почему желательна именно USB-шина? Для ноутбука? Вообще, FireWire намного стабильнее и функциональнее… Лексикон делает, в принципе, хорошие интерфейсы, и по качеству данные модели одинаковы (24bit / 48kGz) , поэтому в вашем случае надо отталкиваться от функциональной необходимости. Например: 1) так ли нужен вам МИДИ-интерфейс в Лямбде? 2) сколько микрофонов вообще планируется, один основной или два? 3) будет ли одновременная запись микрофонного и линейного источников? Сразу предупреждаю, что в этих интерфейсах вы НЕ СМОЖЕТЕ записать одновременно микрофонный и линейный источник. Входы с этих разъёмов СУММИРУЮТСЯ перед АЦП, поэтому ни о каком разделении микрофона и линейного входа… Подробнее »

    Oleg
    Гость
    Oleg

    Здравствуйте!я увлекаюсь рэпом и мне нужно оптимальный вариант домашней студии.Желательно чтоб звуковая карта была usb(присмотрел вот такие варианты-LEXICON ALPHA
    настольная студия записи c интерфейсом USB, микшер 2х2х2, питание по USB
    LEXICON LAMBDA
    настольная студия записи c интерфейсом USB, микшер 4х2х2, MIDI I/ O, питание по USB),микрофон (AKG Perception 120,или Октава незнаю №319 или 219 что лучше из них) …и если я выберу одну из звуковых карт мне нужен будет предъусилитель для микрофона ? если это не то что нужно посоветуйте свое.

    Игорь
    Гость
    Игорь

    Антон а что такое поп фильтр?

    Владимир
    Гость
    Владимир

    Это общий бюджет !

    Антон
    Гость

    6 тысяч это общий бюджет или только на микрофон?

    Владимир
    Гость
    Владимир

    здравствуйте антон ! подскажите какую зв. карту мне брать для начало и микрофон на 6000 руб !заранее спасибо))

    Влад
    Гость
    Влад

    Что вы можете сказать о звуковой карте E-MU 1616m

    Антон
    Гость

    Курс ещё пишется )))

    Игорь
    Гость
    Игорь

    а в какой рубрике видеокурс по подключению аппаратуры ??? кинте ссылку на ящик(ice_kucc@mail.ru)

    дима
    Гость
    дима

    здравствуйте хочу спросить какой микро мне выбрать беренджер б 2 или т-47. И будет ли особенная разница в звучании т-47 и нади тсм 1050

    Павел
    Гость
    Павел

    Добрый день не подскажете какой из этих микрофонов лучше для мужского вокала речитатива Audio-Technica AT2020 http://www.microphone.ru/view/audio_technica_at2020 или Nady SCM-1000 http://www.microphone.ru/view/nady_scm_1000 вот не знаю какой из них взять они самые лучшие в сваем классе.

    Антон
    Гость

    Для остального оборудования вполне достаточно сетевого фильтра. У нас в студии на ИБП сидит только комп. Остальное на фильтрах, поскольку важную информацию не имеют, а только передают. Настройки оборудования не пропадут из-за внезапного отключения электричества.

    Антон
    Гость

    Записывать тихий комбик — это преступление над собой ))))
    Насчёт раздела «вопрос-ответ» я подумаю. Свои вопросы Вы можете всегда писать через форму обратной связи на странице контакты. Но если вы хотите, чтобы Ваши вопросы и мои ответы были видны всем, то тут будет немного сложнее. А вообще идея хорошая. Поэтому будем думать…

    Виктор
    Гость
    Виктор

    P.S. фильтр или ибп нужен не столько для компа (поскольку он ноутбук), а для защиты карты,предусилителя и пр. муз оборудования.

    Виктор
    Гость
    Виктор

    Регулировки на комбике хватает, но чтоб никого не беспокоить включаю тихо) Придется приспосабливать под запись шкаф. Надо бы создать на сайте раздел -вопрос-ответ, потому что мои вопросы не всегда относятся к теме собственно микрофонов, и получается засорение темы.

    Виктор
    Гость
    Виктор

    Спасибо! Фантомное не включаю. Есть еще кнопка фаза/противофаза — для чего не очень понимаю.

    Виктор
    Гость
    Виктор

    Еще вопрос как защитит оборудование — хватит ли сетевого фильтра или нужен ИБП. Учитывая что приборы возятся на дачу а там отключения света достаточно часты(в городе тоже случаются).

    Виктор
    Гость
    Виктор

    Вобщем выбор был сделан и приобретено совершенно не то, что задумывалось в начале, а именно — микрофон Electro-Voice Co4 -2400 руб. (со шнуром xlr-xlr и настольной стойкой треногой 3800 р.). Только приходиться довольно сильно выкручивать ручки (чуть больше половины-5,5 если считать полный оборот за 10) на предусилителе и включать кнопку gain. Это связано с чувствительностью микрофона или недостаточным уровнем усиления преампа ( т.е-на более совершенной, дорогой аппаратуре регулировки более гибкие)? Нужен ли компрессор? Если не турдно напишите статью про лимиттер, что это такое и для чего применяеться? Спасибо!

    Виктор
    Гость
    Виктор

    Спасибо! А если попробовать Октава: МК 219, МД-186. Sennheiser: E 835, E 840, E 840 s. Behringer C-3. Nady cm 100. P.S. Извините если отвлекаю от работы

    Виктор
    Гость
    Виктор

    P.S. микрофон для демо записи до 2000 тысяч. Больше проблематично)

    Виктор
    Гость
    Виктор

    Здравствуйте. Ситуация следующая. Есть карта M-audio audiofile usb, преамп Art tube mp и комбик Hiwatt g20 8 r. Можно ли записывать и чистый, и перегруженный звук гитары с комбика следующими микрофонами фирмы Октва: МКЭ-15 А -1430р., МКЭ-2-1880р,МД-87 Б — 1730р,МКЭ-204-1730р. Из них можно что-то приличное выбрать? Заранее спасибо.

    Станислав
    Гость
    Станислав

    Здравствуйте Антон. Скажите пожалуйста сейчас у меня есть конденсаторный микрофон Audio-Technica AT2020. Также имеется INFRASONIC AMON – двухканальный USB 2.0 аудио интерфейс…Можете помоч конкретно с подключением? Какие шнуры может нужно взять? или еще что-то докупить? Есть шнур фирмы Shure к интерфейсу он подключается через переходник, пробовал подключить данный микрофон, получаю шумы.

    Константин
    Гость
    Константин

    Здравствуйте Антон, я тут почитал дискуссию о звуковой карте.. и хотел бы у вас спросить насчет ESI ugm96, она подойдет для дом. записи?

    Пётр
    Гость

    С нетерпением буду ждать) А то уже по незнанию купил за 8 000р Sound Blaster который в итоге не совсем для записи приспособленный оказался. И продавец зараза) я ему сказал для звукозаписи, а он мне её втюхал) теперь думаю выносную брать. Вот буду ждать вашу статью

    Игорь
    Гость
    Игорь

    Антон вы не могли бы не выслать видео на ящик как правильно подключить аппаратуру. Т.е. Микшер, микро и все провода.(кроме вас мне никто не сможет помочь.)

    Игорь
    Гость
    Игорь

    Спасибо огромное антон. Ваш сайт это просто чудо. Как и ваша статья. Вы все хорошие ребята. Делаете доброе дело. Спасибо огромное вам. )

    Игорь
    Гость
    Игорь

    Назовите ваш вариант на сумму около 5 тысяч? Под микрофон b2 вы все таки профи

    Игорь
    Гость
    Игорь

    Пока незнаю . Я в гитарах не шарю чайник еще во многом. (скажите антон . Если гитару подключать к микшеру . В ньюэндо она будет писаться?)

    Игорь
    Гость
    Игорь

    Но вы бы мне какую посоветовали? Скажите ваше мнение что бы мне не покупать переходники к ней.(или ко всем картам нужны переходники)Мне многие говорят Audiophile 192.

    Антон
    Гость

    Вы через вокальный микрофон собираетесь писать гитару??

    Антон
    Гость

    Электро или акустика?

    Антон
    Гость

    По многочисленным просьбам, в понедельник я выложу в блог статью-обзор современных звуковых карт для студии. Там можно будет найти ответы на все ваши вопросы (и не только ваши)

    Игорь
    Гость
    Игорь

    А если вы имели бюджет карты около 4-5 тысяч рублей.

    Игорь
    Гость
    Игорь

    Гитара будет записываться С микрофона. не подключаться к пульту.

    Игорь
    Гость
    Игорь

    Ну возможно гитара.

    Игорь
    Гость
    Игорь

    Около 12-15 тысяч р. хотелось бы свой микшер. с копьютерным софтом работы еще хватит. В «Ньюэндо 3» только азы освовоил).

    Антон
    Гость

    Если микрофон будет подключаться к пульту, то звуковая карта из ценовой категории «от 50 до 100 долларов» подойдёт любая, главное чтобы она имела 2 входных разъёма RCA (тюльпан) для записи стереовыхода с пульта. Либо 2 разъёма Jack (Джек), но сразу предупреждаю, что карты с такими разъёмами дороже и качественнее. Не берите обычные компьютерные или геймерские карты с разъёмами «МиниДжек» — сигнал будет некачественный. Если хотите конкретную модель, напишите планируемый бюджет и что ещё будет записываться с этого пульта кроме микрофона, т.е. сколько входных каналов вообще требуется записывать одновременно. Потому что, по сути, ради одного микрофона нет смысла покупать целый микшерский… Подробнее »

    Игорь
    Гость
    Игорь

    Ну для записи рэп музыки и вакала. Какая мне карта подойдет.

    Антон
    Гость

    Ваш вопрос немного общий. Цели и задачи звукозаписи — неясны. Поэтому и ответ такой же:
    «Если микрофон планируется подключать через пульт, то подойдёт любая звуковая карта ценовой категории от 50 до 200 долларов».
    Для более развёрнутого ответа нужен более конкретный вопрос.

    PS: нив коем случае не покупайте игровые (геймерские) звуковые карты. Они не для записи звука сделаны, а для его объёмного домашнего воспроизведения.

    Игорь
    Гость
    Игорь

    Добрый день! Мне нужен ваш совет я хочу брать пульт беринжер и микрофон в2 для подскажите какая звуковая карта подойдет идеально сочитаться?

    Killir
    Гость
    Killir

    Скажите Антон, какие бы вы мне могли посоветовать купить микрофоны для записи ударной установки? в наличии есть только AKG perseption 220 и AKG D7, но их изночально планироввалось использовать для вокала. зарание спасибо!

    Дмитрий
    Гость
    Дмитрий

    огромное спасибо!!!

    Дмитрий
    Гость
    Дмитрий

    спасибо!
    вы даже не представляете, насколько мне помогли!!!!

    Дмитрий
    Гость
    Дмитрий

    Да, забыл добавить — я тут наткнулся на ламповые Behringer T-47 и Behringer T-1. Лучше ли они вышеперечисленного B2 PRO по качеству и передаче звука? потому как нету возможности услышать, т.к. в моем городе я не смогу найти ламповый берингер. Спасибо!

    Дмитрий
    Гость
    Дмитрий

    Спасибо огромное!!
    Система будет использоватся для записи мужского вокала — стиль блюз, джаз, рок.
    Меня интересовала такая комплектация, потому что фирма вроде довольно известная,
    но по форумам про неё почти ничего не найти. Вот и решил у Вас, ув. экспертов спросить.
    Спасибо за помощь!

    Еще один маленький вопросик — а если сравнивать В2 PRO и тот же, допустим, RODE NT1000 —
    какое колличество недостатков/приемуществ у вышеназванных между собой?
    Заранее спасибо!

    Дмитрий
    Гость
    Дмитрий

    Господа, замечательная статья!!
    Спасибо Вам огромное за неё, много нового узнал!

    Подскажите пожалуйста, вот собираюсь покупать пульт Behringer Xenyx 802 + конденсаторник Behringer B1 или B2 PRO. Так вот, скажите, чем отличаются микрофоны и как вообще в целом будет работать вся система (я имею в виду, много ли шумов и какое качество записи). Заранее благодарен!

    Антон
    Гость

    Спасибо, Сергей, заходите чаще )

    Сергей
    Гость

    Замечательная статья!
    Спасибо, Антон!
    Настолько подробного руководства по микрофонам лично я нигде в интернете не видел… )))

    Трансерфер
    Гость

    Спасибо!

    Антон
    Гость

    Извините, трансерфер, но продукция этой фирмы не студийная и даже не музыкальная, поэтому мы не можем сказать ничего плохого/хорошего про неё.
    Судя по их сайту, их продукция имеет направленность на call-центры и прочую диспетчерскую работу в реал-тайме. Поэтому сомневаемся, что эта продукция сможет найти применение в записи голосового аудиоматериала, особенно с учётом дальнейшего ухудшения качества звука путём конвертации результата в формат mp3.
    Хотя для дома возможно и сойдёт ))
    имхо )

    Трансерфер
    Гость

    Скажите пожалуйста:

    мне необходимо записать некоторый голосовой аудиоматериал на компьютер (для дальнейшей конвертации в mp3).

    Цель с сильно хорошим студийным качеством не преследуется. Достаточно будет относительно чистой, бесшумной записи в домашней обстановке.

    Планируется использовать для записи микрофон от фирмы Plantronics, модель назвать не могу — пока еще не знаю. Вы можете что-то сказать об этом производителе: стоит ли его использовать? Или лучше выбрать что-то другое от иного произовдителя?

    Спасибо.