Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

О микрофонах

NeumannЛюбой микрофон, который вы видите на прилавках магазинов, скорее всего окажется динамическим. Потому что это самый дешёвый тип микрофонов. Конечно, есть и студийные дорогие динамические, но мы сейчас не о них. Динамические микрофоны чаще всего имеют ограниченный частотный диапазон, и малую чувствительность. Все микрофоны в мире можно разделить на два основных вида — динамические и конденсаторные. Конечно, есть ещё электретные и ленточные, но это скорее раритет  и эксклюзив, чем нынешняя реальность.

Также микрофоны можно условно разделить на два типа — вокальные и инструментальные. Почему условно — читайте ниже. Технические подробности и спецификации микрофонов рассматривать в данной статье нет смысла, потому что этой информации и так навалом в интернете. Во-первых, мало кто читает паспорт микрофона после его покупки (признайтесь хотя бы самому себе в этом). А во-вторых, нас, как практиков, должна интересовать практическая сторона использования микрофонов в студийной работе

Общие понятия

«Конденсаторный» и «динамический» — это термины, обозначающие два разных типа микрофонов в соответствии с механизмом, используемым ими для преобразования звука в электрический сигнал.

Диафрагма конденсаторного микрофона представляет собой тончайшую пластиковую плёнку, покрытую с одной стороны золотом или никелем и расположенную вблизи от неподвижной пластины из проводящего материала. Для создания электрического поля между диафрагмой и этой пластиной могут использоваться два способа. Первый способ — применяется внешний источник (батарея или фантомное питание), с помощью которого на диафрагму подаётся поляризующее напряжение. Второй способ для электретных микрофонов – они содержат перманентно поляризованный (электретный) материал, располагающийся либо в пластине, либо в самой диафрагме. Диафрагма и пластина, разделённые небольшой воздушной камерой, образуют конденсатор. Его ёмкость изменяется в соответствие с движением диафрагмы, свободно перемещающейся под воздействием звуковых волн. По мере приближения или удаления диафрагмы от пластины, пропорционально изменяется электрический заряд последней. Колеблющееся напряжение пластины является, таким образом, электрическим «отображением» движений диафрагмы.

Механизм действия динамического микрофона можно представить как обратный механизму действия обычного динамика акустической системы. Здесь диафрагма присоединена к катушке из тонкого провода, расположенной в магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом. Когда звуковая волна воздействует на диафрагму, последняя начинает колебаться, и звуковая катушка перемещается. Вибрация провода в магнитном поле приводит к появлению электрического тока, направление и величина которого строго зависят от движений диафрагмы, и, следовательно, в динамическом микрофоне этот ток является электрическим «отображением» звуковой волны

Если говорить простыми словами, то динамический микрофон это грубый технарь, делающий свою работу качественно и в сроки. А конденсаторный — это интеллигентный гуманитарий-шпион применяющий тонкие техники, умеющий слушать, слышать и самое главное — передавать без искажений все подробности процесса )

Плюсы динамического микрофона.

Динамические микрофоны смертельно необходимы везде, где есть повышенный уровень шумов и требуется избирательная чувствительность по отношению к источнику звука. Потому что самая главная особенность динамических микрофонов в том, что они чувствительны только к ближайшему источнику звука (рот исполнителя) и практически не восприимчивы к посторонним шумам. Поэтому на живых концертах, в сложных акустических обстоятельствах (стадион, спортзал) и погодных условиях (дождь, снег), работают в основном именно динамические микрофоны (самый известный — Shure SM-58 и его варианты в виде радиомикрофонных систем). Именно динамические микрофоны позволяют исполнителю спокойно проходить мимо работающей акустики (естественно в разумных пределах) и не заводиться от обратной связи. И именно динамические микрофоны славятся на весь мир своей надёжностью и неприхотливостью (особенно если корпус из металла), потому что внутри в принципе даже ломаться нечему. Кстати, именно поэтому у динамических микрофонов самое привлекательное соотношение  цена/качество.

Минусы динамического микрофона.

К минусам можно отнести как раз таки ограниченный частотный диапазон, не позволяющий использовать микрофон в полной мере при всех обстоятельствах. Если ещё к этому добавить очень низкую чувствительность к передаче нюансов исполнения (дуб дубом), то становится понятно — в студии им делать практически нечего.

Плюсы конденсаторного микрофона.

Эти микрофоны в полной мере чувствительны к источнику звука и способны уловить и передать самые тончайшие нюансы и оттенки исполнения. Поэтому такое звучание микрофонов называют естественным, тёплым, домашним. Они расскажут всё об источнике звука. Поставьте такой микрофон в центре комнаты многоквартирного дома и запишите то, что сейчас кажется тишиной. Вы услышите и птичек за окном, и разговор соседей сверху, и работающий телевизор у соседей снизу, проезжающие под окном автомобили, лифт и, конечно, звук работающего системника вашего ПК. Запишите гитариста этим микрофоном, и вы услышите, кроме самого звука гитары, стук струн об лады, движение руки относительно корпуса и дыхание музыканта.  Эти микрофоны также имеют самый полный частотный диапазон, какой только можно представить (есть vip-экземпляры от 5 Гц до 200 кГц). Все эти параметры говорят о том, что это скорее элитные микрофоны и им место как раз в студиях, где предъявляются повышенные требования к передаче звуковой картины. Поскольку конденсаторные микрофоны очень чувствительны, ими часто озвучивают большие пространства с хорами, оркестрами и пр.

Минусы конденсаторного микрофона.

Конденсаторный микрофон всегда требует для себя источник питания. Либо это предусилитель (+48 В), либо это фантомное питание от микшерского пульта. Поэтому круг использования микрофона часто ограничен.Эти микрофоны практически не бывают концертными и не приспособлены к активной деятельности в разных условиях. Так как эти микрофоны очень чувствительны, то соответственно ловят не только то, что надо, но и часто то, что совсем не надо ловить. Например, голоса за дверью. Или холодильник в соседней комнате. Поэтому эти микрофоны требуют соответствующую звукоизоляцию. Также такие микрофоны не любят небрежного и грубого к ним обращения, и ломаются практически при первом же падении, в отличие от динамических, которые можно (но не нужно!!) случайно уронить и им ничего не будет. Часто конденсаторные микрофоны требуют так называемый ПОП-фильтр для защиты от взрывных согласных «П-Б», «Т-Д», «С-З» у вокалистов. Всё это делается потому, что у этих микрофонов очень нежная начинка, которую легко повредить, просто превысив допустимый уровень звукового давления. Этот уровень всегда написан в паспорте микрофона.

Благодаря лучшей переходной характеристике, конденсаторные микрофоны, как правило, имеют более широкий частотный диапазон, чем динамические. Однако, существуют исключения. Среди конденсаторных микрофонов чаще встречаются однонаправленные, чего нельзя сказать о динамических микрофонах. Строение конденсаторных микрофонов позволяет производить даже самые миниатюрные устройства, в то время как механизмы динамического микрофона накладывает существенные ограничения на его размер. Конечно, бывают на свете хорошие и дорогие студийные микрофоны, будучи динамическими. И наоборот, в последнее время становятся очень популярны конденсаторные микрофоны, приспособленные к живым концертным выступлениям в любых условиях. Настоящие студийные динамические микрофоны незаменимы там, где практически всегда присутствует повышенное звуковое давление (например, внутри бас-барабана «бочки»). Это барабаны, литавры и любая перкуссия. А у концертного конденсаторного микрофона (наряду с возможностью переключения направленности) ценится его чувствительность к передаче нескольких голосов (инструментов) и расширенный частотный диапазон. Что позволяет использовать его для озвучивания хоров и оркестров.

Вокальными некоторые микрофоны называют из-за характерного подъёма АЧХ в районе 2-4 кГц для подчёркивания голоса человека и для облегчения последующего монтажа при сведении.Соответственно, инструментальными бывают микрофоны с подъёмом АЧХ на частотах, характерных для того или иного инструмента, что говорит об узкоспециализированном микрофоне.
Это разделение очень условно, потому что носит рекомендательный характер: никто не запрещает инструментальным микрофоном записывать вокал (тем более, что есть прецеденты). и наоборот, на вокальный микрофон может хорошо лечь тембр, например, саксофона…

Направленность микрофона.

Все микрофоны имеют определённую направленность (зависимость чувствительности микрофона к звуковому сигналу от местоположения его источника), т.е. имеют:

кардиоиду

кардиоида

(микрофон безразличен к звуку, идущему сзади микрофона)

суперкардиоиду

суперкардиоида

(спереди имеет более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом он частично захватывает звук, идущий непосредственно сзади, но также имеет две области абсолютной нечувствительности)

гиперкардиоиду

гиперкардиоида

(сравнительно более узкая зона чувствительности спереди и более широкая сзади)

восьмёрку

восьмерка

(микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков)

круговую

круговая

(чувствителен к сигналам, идущим со всех направлений)

полусферу

полусфера

(лежачие «плоские» микрофоны с краевым эффектом (PZM)

полукардиоиду

полукардиоида

(обычно используются на лекциях, конференциях и совещаниях)

    • Всенаправленные микрофоны:
      зависимы от акустики помещения, не отсекают эхо, не обеспечивают акустическую изоляцию, разве что только при малом расстоянии от источника звука до микрофона,  низкая чувствительность к звукам дыхания, практически отсутствует «эффект близости»,     расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов, что очень полезно при работе с органом, бас барабаном и симфоническим оркестром
    • Однонаправленные микрофоны (микрофоны с кардиоидной, суперкардиоидной, полусферической, полукардиоидной и полусуперкардиоидной диаграммами направленности):
      обеспечивают защиту от негативного влияния акустики помещения и утечки звука,     обеспечивают хорошую изоляцию, что способствует лёгкому разделению записанных треков, обычно приводят к возникновению «эффекта близости» (за исключением микрофонов с отверстиями в держателе), уменьшают feedback-шумы (обратная связь от колонок), используются для синхронной стереозаписи
    • Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:
      имеют максимальную разницу между передней и задней областями чувствительности среди подобных микрофонов, обеспечивают большую изоляцию, чем микрофоны с кардиоидной направленностью, менее чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью
    • Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:
      обеспечивают максимальную среди подобных им микрофонов нечувствительность к боковым звукам, обеспечивают максимальную акустическую изоляцию: защищают от неблагоприятных эффектов помещения, feedback- и посторонних шумов, препятствуют утечке сигнала
    • Микрофоны с направленностью «восьмёрка»:
      используются, в частности, для интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга или для записи и озвучивания дуэтов, обеспечивают максимальную изоляцию при overhead-записи, применяются для стереозаписи по методу Блюмляйна (Blumlein), когда используются два скрещенных микрофона-«восьмёрки»

Например, знаменитый микрофон Shure SM-58 является гиперкардиоидным динамическим вокальным микрофоном. Часто хороший микрофон позволяет переключаться между вариантами направленности и степенью чувствительности.
Так же бывают микрофоны измерительные, радиовещательные, для дикторов, конференций, караоке и многие многие другие )

На что обращать внимание при выборе микрофона.

1) чувствительность
2) что будет записываться этим микрофоном (АЧХ)
3) взаимопроникновение сигналов (соотношение сигнал-шум)
4) цена

Чем дальше источник звука, тем слабее принимаемый микрофоном сигнал. В конце концов наступит момент, когда источник звука сольётся с общим фоновым шумом и перестанет приниматься и различаться микрофоном. Поэтому более чувствительный микрофон имеет более широкую зону охвата. С одной стороны это хорошо, поскольку только на определённом расстоянии от инструмента формируется слитный, единый тембр. Но с другой стороны это не всегда хорошо, если надо записывать не только вокалиста, но и другие источники звука (инструменты). Даже если записывать только один вокал одним микрофоном, после записи совершенно запросто может всплыть такая бяка, как фонограмма из наушников исполнителя. Если же записывать с нескольких микрофонов, ситуация осложняется во много-много раз. Для удобства дальнейшего сведения записанные треки должны быть как можно более «чистыми», т.е. гитара должна быть гитарой, а скрипка – скрипкой. Однако на самом деле в каждом из микрофонов будут «жить» оба инструмента, только один громче (ближе), а другой тише (дальше). Тогда повышенная чувствительность микрофона будет врагом звукорежиссёру. И тогда нужно выбирать между чувствительностью и взаимопроникновением сигналов. Не бывает хороших микрофонов за 500-1000 рублей и от фирм «LG», «Toshiba», «Panasonic», «Phillips» и пр. При всём уважении к этим фирмам, они не производят профессиональные микрофоны.

Так всё-таки конденсаторный или динамический?

Если у вас громкий голос и вы не собираетесь тихо записываться, то динамический микрофон подойдёт. Громкий голос раскачает динамическую катушку микрофона и сможет передать основной характер песни.
Если хотите нюансов и естественности, домашнего камерного звучания, тогда лучше конденсаторный микрофон.
Если записываться в динамический, самый лучший итог будет звучать как хороший лицензионный DVD-диск с живого концерта. Т.е. хорошо и даже местами отлично , но всё равно слышно, что записывались не в студии.
Если записываться в конденсаторный, тогда результат в идеале будет звучать как с альбома CD-диска. Но тогда и требования слушателя к качеству исполнения будут выше.
Если не уверены в своём голосе или не хотите записать вместе с полезным сигналом всякие голосовые бяки и всхлипы — берите динамический. Он сможет отфильтровать большинство полезного сигнала.
Если уверены в своём голосе, умеете его контролировать и хотите большего — конденсаторный вам в помощь.
Многие исполнители сознательно выбирают для записи определённых треков именно динамический микрофон, чтобы передать атмосферу живого концерта и драйва. Многие исполнители при записи плюсовых фонограмм для своих концертов применяют динамические микрофоны по принципу «как на концерте». И наоборот, некоторые исполнители, чаще джазовые, применяют на живых концертах конденсаторный микрофон, чтобы придать концерту камерность и естественность. Хотя есть отдельные личности, которые применяют при записи и конденсаторные и динамические микрофоны одновременно. Всё зависит от конечной цели этой записи.

Что нужно знать при эксплуатации микрофонов:

* Далеко не каждый инструмент можно качественно записать одним микрофоном
* При записи важнейшую роль играет точка размещения микрофона, в том числе, его расстояние до инструмента
* Чем больше линейные размеры инструмента (например, рояль), тем сложнее найти оптимальное расположение микрофона(-ов)
* При записи с расстояния, превышающего 10–20 см, всегда следует использовать микрофоны с большой чувствительностью (обычно – конденсаторные)
* Чем ровнее АЧХ, тем лучше, но! тем холоднее и нейтральнее записанный звук. Не всем по вкусу
* Микрофонов никогда много не бывает, каждый найдёт своё применение в студии

Самые известные фирмы-производители:

Shure, AKG, Sennheiser, Beyerdynamic, Nady, Neumann, Rode, Audio-Technica и т.д.
Наибольшей популярностью в России (а, возможно, и в мире) пользуются микрофоны фирм «Shure» (в особенности семейства SM и Beta), «AKG» и «Sennheiser». Ассортимент у них очень обширный, есть модели и концертные, и студийные, и дорогие, и бюджетные. Обратная сторона медали: именно эти микрофоны чаще всего подделываются, будьте бдительны при покупке. В среде радиовещательных студий популярны брэнды «Beyerdynamic» и «Nady». Компания M-Audio прямо-таки специализируется на выпуске оборудования для домашних студий (хотя тщательно это скрывает), а потому просто не могла не выпустить линейку достаточно неплохих (и недорогих) студийных микрофонов. Большой выбор очень качественных микрофонов по весьма привлекательным ценам предлагает фирма «Октава» из Тулы. Это редкий случай, когда отечественный брэнд признан профессионалами шоу-бизнеса по всему миру. Компании «Audio-Technica», «Neumann», «Rode» и т.д. делают шикарные микрофоны, однако приобретать их для домашней студии – удовольствие дорогое, да и прочее оборудование придётся покупать соответствующее. Что касается продукции таких молодых фирм, как «Phonic», «Behringer», «Samson» и т.д. – здесь, как обычно, широкий ассортимент и по очень бюджетным расценкам. Грубо выражаясь, это не караоке-микрофоны по цене караоке-микрофонов. Для старта пойдёт.

Обычно домашняя студия начинается с одного микрофона. Имейте в виду – абсолютно всё одним микрофоном записать не получится, и вам иногда придётся это объяснять музыкантам. Какие-то инструменты придётся переигрывать на клавишных – это не криминал, это вполне нормальная практика. Если не планируется ничего, кроме записи вокала и электрогитары с комбика, берите динамический микрофон. Чувствительность будет пониже, зато и взаимопроникновение будет послабее и акустика помещения (ещё одно больное место домашних студий) не будет сниматься. Если собираетесь записывать какие-либо спецэффекты домашними средствами, тем более берите только динамический микрофон. При записи плеска воды в ванной, скрипа снега при помощи мешочков с крахмалом и т.д. конденсаторный микрофон, ещё раз повторюсь, «снимет» абсолютно всё – т.е. вместо плеска воды на фонограмме будет звучать «мужчина 25–30 лет, высокого роста, перемещающий руку в наполненной ванне, вода тёплая, ванна изготовлена из чугуна, эмалированная».

При работе с микрофоном обязательно ищите точку съёма. Причём имейте в виду – это надо делать каждый раз. Даже если это один и тот же гитарист, одна и та же гитара и один и тот же комбик, установленный в одно и то же положение (мелом на ковре обведено). Заботьтесь о том, чтобы микрофонный парк постепенно расширялся. Арендуйте или просто спрашивайте попробовать микрофоны других моделей у знакомых – исследуйте их звучание, делайте себе заметки на будущее. Есть вокальный микрофон, купим инструментальный. Есть и то и другое – возьмём ламповый студийник (ни в коем случае не ронять!!!). И с каждым свежеприобретённым микрофоном экспериментируем – записываем разные инструменты, с разных точек, с разной обработкой…

Всегда, покупая микрофон, сразу покупайте к нему стойку и держатель. Даже если кажется, что она абсолютно не нужна, и все ваши дикторы с певцами на записи держат микрофон в руках. Придёт день, когда в дверь зайдёт мальчик с гитарой, и тут выяснится, что класть микрофон на стул, на стопку книг, держать его руками, зажимать между ног и т.п. крайне неудобно. Стойка – приобретение не такое уж и дорогое (порядка 30 долларов), однако весьма и весьма ценное. К тому же часто бывают ситуации, когда в проекте задействованы все микрофоны, имеющиеся сейчас в вашем распоряжении, и на этом этапе обнаружить нехватку стойки очень нежелательно для вашей же репутации.

Коммутация.

Важный пункт – провод. Он же кабель. Он же шнур. Это не кусок изолированной проволоки, как думают некоторые. Это «прибор для передачи электрического сигнала на расстояние». Иногда, кстати, очень дорогой, содержащий серебро, бескислородную медь и прочую алхимию. Для тех, кто не в курсе – существуют провода, которые стоят по $200 за метр. Возможно, есть и дороже. Короче говоря, не советую относиться к проводам как к ничего не значащей мелочи, иначе постоянными спутниками записи станут выраженный фон и регулярное потрескивание (если не хуже). Кабель нужно покупать микрофонный (на нём так и написано – Microphone Cable) по цене не меньше чем $1/метр; разъёмы, кстати, тоже должны быть не по 5–7 рублей неизвестно чьего производства.
Для тех, кто не умеет играть на таком музыкальном инструменте, как паяльник, обычно в магазинах продают (а иногда и вполне прилично паяют) готовые кабели. В этом случае помните – не может хороший 5-метровый микрофонный шнур стоить 100 рублей. Как альтернатива проводному соединению — использование радиомикрофона. Лично моё отношение к этому варианту однозначно отрицательное. Для концертных живых выступлений – чудесная вещь, но никак не в студии звукозаписи. Для подключения микрофона есть три варианта:
первый – микрофонный вход звуковой платы (если таковой есть).
второй – микрофонный предусилитель
третий – микшерный пульт

Warning!

Напоминаю, что конденсаторным микрофонам для работы требуется питание, электретным тоже. Электретные микрофоны требуют напряжения порядка 5 вольт, обычно они работают от батареек. Иногда такое питающее напряжение подаётся со звуковой карты, например, в случае с картой ESI Waveterminal 192M (+12 V). Для запитывания конденсаторных микрофонов требуется более высокое напряжение (+48 V). Дорогие студийные модели обычно оснащаются своими блоками питания, а вот всем остальным придётся пользоваться функцией «фантомное питание» (Phantom Power) микрофонного предусилителя или микшерного пульта. Снова не вдаюсь в технические подробности, однако:

  • У недорогих пультов фантомное питание обычно общее для всех микрофонных каналов. Динамический микрофон, подключенный правильно распаянным симметричным кабелем ко входу с включенным фантомным питанием, будет работать нормально. Однако, если воткнуть туда гитару, синтезатор или даже микрофон с несимметричным кабелем… 48 вольт – штука и для человека неприятная, а уж для электронного оборудования тем более.
  • При включении строго соблюдайте последовательность: уберите громкость на пульте -> убедитесь, что фантомное питание выключено -> подсоедините кабель к микрофону -> затем к пульту и только после всего этого -> включайте фантомное питание.
  • Некачественный кабель с разболтанными разъёмами при работе с фантомным питанием может стать источником ооочень крупных неприятностей.
  • Порядок правильного отключения: убрать громкость на пульте -> отключить фантомное питание -> отсоединить кабель от пульта -> отсоединить микрофон от кабеля.
  • Цеплять микрофон за $1000 к пульту за $100 – совершенно бессмысленное занятие. Приборы в студии должны соответствовать друг другу по классу.
  • ВСЕГДА использовать поп-фильтр для защиты хрупкой диафрагмы микрофона от ваших взрывных и шипящих согласных «П», «Б», «С», «З».

    Выводы.

    Нет на свете плохих микрофонов. Есть неправильное их применение!
    Даже пластиковый «караочный» микрофон за 100-500 рублей можно приспособить для записи чего-либо в определённых условиях.
    Нельзя точно сказать, какой именно микрофон будет идеальным, а какой не будет. Любой микрофон имеет свою АЧХ (амплитудно-частотную характеристику) и понять, подойдёт этот микрофон под ваш голос или нет можно только при конкретном прослушивании в салоне. Бывали случаи, когда для конкретного голоса больше всего подходил не дорогой конденсаторный микрофон, а обычный динамический.
    Могу только сказать, что апппаратура в любой студии должна быть примерно одного ценового уровня и поэтому микрофоны дороже 25 тысяч в домашних студиях встречаются очень редко. Да и акустическое оформление таких студий уже далеко не домашнее.
    Во многих случаях хороший динамический микрофон для домашней неоформленной студии окажется предпочтительнее стандартного конденсаторного.
    Для стиля «рэп» (а так же любого агрессивного стиля) лучше смотреть на микрофоны с большим сопротивлением (Om) и выдерживающие большое звуковое давление (от 120 dB).
    Любой микрофон лучше ставить на специальную микрофонную стойку, чем держать в руках.
    Для любого конденсаторного микрофона также смертельно необходим поп-фильтр (если не хотите скорой смерти микрофона от вашего активного творчества).
    Чем больше диафрагма конденсаторного микрофона, тем лучше для передачи мелких нюансов и особенностей в голосе. Но если голос не профессиональный (не поставлен), то нет особого смысла в выборе большой диафрагмы.
    Ленточные микрофоны лучше всего подходят для передачи низких частот (бас, баритон, басовые инструменты).
    Настоящий ламповый звук любых микрофонов начинается от 10 тысяч рублей ($ 300-400). Всё, что дешевле — обычный маркетинг и психология покупателя.
    Блок питания в ламповых микрофонах нужен только для питания лампы и схемотехники микрофона. Сам сигнал с микрофона всё равно нуждается в усилении до линейного уровня. Поэтому микрофонный предусилитель в тракте в любом случае микрофону необходим.

    Нюанс для конденсаторного микрофона: в процессе пения, для уменьшения посторонних призвуков изо рта, взятия дыхания, щелчков губами и прочих бяк расстояние до капсюля микрофона должно быть больше 10 сантиметров. Лучше всего не направлять свой голос прямо на микрофон, а взять чуток правее или левее относительно капсюля микрофона. Для динамического микрофона всё наоборот: надо с ним «целоваться», чтобы он смог передать все нюансы звучания и не захватил посторонние звуки в студии.
    Меньше всего посторонних шумов захватит микрофон с кардиоидной направленностью. Потому что он предназначен для конкретного точечного источника звука. И наоборот, для захвата всех звуков в округе необходим микрофон с круговой направленностью.

    Никогда!

    не используйте конденсаторные микрофоны при включенной акустической системе! Иначе обратная связь может просто убить ваш микрофон!

    Прослушивать себя и своих вокалистов при записи в микрофон надо только в закрытых мониторных наушниках!!

    *****************************

    ЗЫ: работа с микрофонами – это то самое, из-за чего нашу профессию (или хобби, ненужное зачеркнуть) трудно назвать сидячей. Вроде сидит-сидит звукорежиссёр в удобном кресле, крутит не шибко тугие ручки и щёлкает мышкой в секвенсере, но вдруг вскакивает и начинает крутиться вокруг исполнителя – то так поставит микрофон, то этак, а то и вовсе поменяет. «Зачем он так парится? – спросит человек со стороны. – Ведь в компьютере тьма-тьмущая плагинов, способных смоделировать любой микрофон и его расположение…» Однако истинный homo sapiens всегда работает с настоящим микрофоном собственными руками. «Доброе начало полдела откачало» говорит пословица.

    Поразмышляйте – какой прибор является началом звукового тракта?
    читать дальше
    [ratings]

    926
    Оставить комментарий

    Оставить комментарий

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

      Подписаться  
    Уведомление о
    Александр
    Гость
    Александр

    Антон здравствуйте это опять, да как не прескорбно но звуковую придёться выкинуть я это понял , но посоветуйте какой всё таки мне микрофон взять я думал Октава , а потом подумал что за 4, 5 может и лучше можно найти и предусилитель за 3 я думаю остальное на кабели ну думаю тысячи 1,5 , хватит .
    А и хороший ли вот этот микрофон nady scm1000 и Октава МК-012-01.
    Пожалуйста ответьте поподробнее это очень важно.

    Михаил
    Гость
    Михаил

    Добрый вечер!Помогите,пожалуйста,определиться с выбором микрофона в домашнюю студию.Попробовал:AT3035,Beyer Opus81,Октаву 319,AKG C2000B.Есть возможность заказать 105 Октаву,но ее уже придется купить,не слушая.А чем отличается AT2050 или AT2035?от AT3035.

    Сергей
    Гость
    Сергей

    Забыл спросить, у меня звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy 24bit, она совсем не пригодна для работы? Или терпимо, просто я в последнее время совсем запутался сам перестал мыслить правильно, то она меня устраивает, то нет. Когда просто включаю в виртуальном микшере микрофон, при этом сам микрофон не подключён, сразу появляются какие то ужасные помехи, шорох. Но если понизить уровень записи микрофона то шумы терпимые и с ними можно бороться. Если записывать как вы говорите, то есть микрофон близко ко рту, то уровень громкости акапеллы получается приемлемый, и уровен шумов низкий. Но тут вступает в дело проблема которую я описал… Подробнее »

    Сергей
    Гость
    Сергей

    И ещё про аналоговый компрессор, говорите что он стоит за 5 тысяч, он себя оправдает за эти деньги? И сможет ли такой НЕПРОФЕССИОНАЛ как я разобраться в нём, со всякими мудрёными ручками типа атаки и прочего. Я читал много статей про это всё, но пока не получалось толком разобраться на практике.

    Сергей
    Гость
    Сергей

    Спасибо Антон, но ещё проблема на счёт моего динамического микрофона, если его держать в руке, близко ко рту то запись естественно получается ровнее и громче, но появляются серъёзные проблемы с выбросом воздуха изо рта, сильно выделяющиеся П Б В С и всякие подобные звуки. Как с этим бороться? Думаю сделать ветрозащиту из паралона, это поможет?

    Александр
    Гость
    Александр

    А какую тогда звуковую покупать я просто только вчера её купил .

    Александр
    Гость
    Александр

    Здравствуйте Антон. Я вот хотел бы сделать сиби хоум студию для записи рэп композиций , звуковая карта у меня не очень , Creative SB Audigy SE . Вот но на майк и предусилитель есть тысяч 7,5 — 8 рублей, ну плюс там поп -фильтр, стойка и т.д. Я вот колеблюсь какой микрофон лучше купить Октава МК-102 или Октава МК-219 какой из них лучше ? И сильно ли Октава МК-219 отличается Октава МК-319 ? Ну и посоветуйте , какой микрофон мне купить для лучшего качества , и предусилитель всё это подходящий моему бюджету .

    Роман
    Гость
    Роман

    Здравствуйте, просмотрел больше половины ветки и понял, что в голове все еще больше перемешалось). Проблема в выборе микрофона. Бюджет 4,0 т.р, (+ затраты на кабель, стойку и т.д.), карта м-audio 192, предусилитель art tube mp, микрофон нужен для записи мужского вокала и возможно акустической гитары в домашних условиях. Со звукоизоляцией пока дела обстоят никак. Перемешалось все в голове потомучто раньше думал вообще в районе 2-х т. р. потратить на покупку (хотелось хоть что нибудь что бы начать записывать))), когда разбираться более детально начал довел до 4-х и думал выбрать динамический микрофон shure серии PG, теперь после прочтения материала склоняюсь к… Подробнее »

    Сергей
    Гость
    Сергей

    Здравствуйте Антон. Я нуждаюсь в вашем совете. Давно занимаюсь музыкой, записываюсь дома. В последнее время очень сильно мучеет вопрос качества. Облазел множество сайтов. Оборудовал кладовку в квартире под кабинку звукозаписи. Ни эхо, ни шумов там теперь нет. У меня микрофон Sennheiser E835S, динамический. Меня не устраивает качество записи. Можно при желании выжать из него не совсем плохое качество, но для этого нужно стоять неподвижно на одном расстоянии от микрофона, а это сильно сбивает меня при исполнении вокала. Дело в том что при небольшом раскачивании головой рот слегка удаляется от микрофона и для записи это очень губительно по отношению к громкости,… Подробнее »

    Михаил
    Гость
    Михаил

    Спасибо, Антон! Вы были абсолютно правы. Если позволите, я буду к Вам обращаться в случаях собственного затыка.
    С уважеееееением, Михаил.

    Михаил
    Гость
    Михаил

    Вот пока основной неснятый вопрос по 1820m.
    При работе в DAW с частотами никаких проблем, — выставляй что хочешь…
    При этом звук софтового (другого) проигрывателя не прослушивается, он вообще останавливается на 0.00 (даже при незагруженном DAW) так, как будто формат не читается. Никаких ошибок не пишет. Тоже самое со ВСЕМИ звуками ВСЕХ программ. Работать начинает ТОЛЬКО после того, как частоту семплирования установишь на 48 кГц. С M-Audio никогда ничего подобного не было. Пока грешу на свои мозги и недопонимание принциповработы нового (для меня) оборудования.

    Михаил
    Гость
    Михаил

    Здравствуйте, Антон! Спасибо за быстрый и подробный ответ! По поводу вульгарности… Автор статьи — Максим Лядов с X-bit сам писал в этой статье: «Я надеюсь, инженеры простят мне столь вольное толкование этой важной истины…», просто модератор ссылку на статью автоматически вырезал. По поводу 1820m… Я до этого писался на M-Audio FastTrack ultra 8R . Это USB карточка одноюнитовая… Меня всегда терзали смутные сомнения по поводу пропускной способности шины и , соответственно, ограничений по частоте… К тому же мои старые друзья — музыканты говорили, что никакой USB не сравнится с FireWire и PCI. И недавно я приобрел по случаю неплохой комплект… Подробнее »

    Михаил
    Гость
    Михаил

    И еще вдогонку вопрос не по теме… Есть ли реальная разница между Вашей любимой 1616m и карточкой 2004 года 1820m . Стоит ли менять на 1616m? Практически без доплаты? Стою перед выбором… PHONO вход у меня не востребован. Задачи записи преимущественно живого звука в HOME STUDIO . Для аналоговых источников использую предусилитель M-Audio Tampa , с SPDIF выходом.
    Заранее благодарен, Михаил.

    Михаил
    Гость
    Михаил

    Здравствуйте, Антон! Огромное спасибо за качественный и полезный сайт, тем более изложенный нормальным русским языком. У меня такой вопрос по распайке микрофонного кабеля:
    «…Экран соединен с металлической основой капсюля (если она металлическая) или просто висит внутри корпуса микрофона, а на входе (только лишь на входе!!!) экран соединяется с землей. Тогда помехи и наводки, попав в экран, стекают в одну точку (как бы компенсируются), а не циркулируют по экрану. Экран не должен быть «антенной для помех»!…»
    Что скажете относительно «висящего внутри микрофона «экрана»?
    Еще раз благодарю за отлично поданную информацию на Вашем сайте.
    С уважением, Михаил.

    Николай
    Гость
    Николай

    Здравствуйте! Я хотел бы поинтересоваться у профессионала
    Я решил сделать домашнюю студию , и не магу определиться в выборе микрофона. Мой бюджет не велик и глаз упал на 2 конденсаторных микрофона ,это (BEHRINGER C1) и (THE T.BONE SC400) .Что из них будет получе для занятия репом и минимально вокалом

    Зорание блогодарин!

    TWIST
    Гость
    TWIST

    Здравствуйте! Я хотел бы поинтересоваться у профессионалов! есть 2 вопроса :
    1.Что вы можете сказать про микрофон Apex 435?
    2. Можно-ли заменить «микшер» программным микшером, то-есть с VST -Плагином?
    Заранее спасибо!

    Юлия
    Гость
    Юлия

    Антон, спасибо за ответы.
    E-mail работает, я всю почту получаю, просто на mail.ru часто такие проблемы. Но, на всякий случай сейчас укажу другой свой e-mail.

    Вадим
    Гость
    Вадим

    Доброго времени суток, прочитать все вопросы — ответы не хватило терпения, поэтому спрошу то, что, возможно, уже спрашивали: планирую прикупить для записи голоса дома конденсаторный usb микрофон. есть ли в нем смысл, даст ли он хорошее качество звучания, и какую модель вы бы посоветовали?

    Юлия
    Гость
    Юлия

    1. Да, Вы правы насчет кабеля. Я купила именно тот, что Вы порекоммендовали — стандартный stereo (решила ограничится Belkin). И сейчас у меня подключены и midi и стерео кабели, плюс микрофон (который пока не планируется применять) и наушники. 2. Насчет XP, думаю-таки, хоть и большая головная боль все загрузить, но выбора не остается. Да, вот, к тому же даже принтер оказывается может работать только с XP (тех. поддержка Canon ответила — либо покупайте новый, либо только c XP). Поскольку записать нужно действительно срочно ( до среды желательно чтобы все было готово), то загрузила Sound Forge 7. В принципе, все вроде… Подробнее »

    Юлия
    Гость
    Юлия

    Добрый день, Антон. По Вашему совету выполнила первый этап: купила и подключила к M-audio midi cabel, загрузила Pro-tools LE. Согласна с выбором именно этой программы, даже на коробке к M-audio рекоммендуют и дают демо версию, которою невозможно поставить на Висту. Удалоcь поставить без проблем только Ableton Live Lite 5, тоже прилагаемый. Но, пока не знаю, как с ним работать. C программой Pro-tools, просто какой-то заколдованный круг. Сначала оказалось, что Vista работает далеко не со всеми даже новейшими версиями Pro-tools, и та, лицензионная версия, которая у меня, оказывается для Mac. Теперь, вроде бы нашла и нужную версию, но не получается ею… Подробнее »

    Dreamwanderer
    Гость
    Dreamwanderer

    Хм! Продолжаю раздумья. А какой микрофон в пределах 10000-15000руб. посоветуете для EMU 0404 USB?

    Dreamwanderer
    Гость
    Dreamwanderer

    И еще вопросик можно?
    Сейчас ходит много споров о «профессиональности» продуктов компании M-Audio. Говорят, что ее преампы, к примеру, хорошие, но не профессиональные.
    Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счет.

    Dreamwanderer
    Гость
    Dreamwanderer

    Скажите, пожалуйста, стоит ли покупать для домашней студии такой микрофон как M-Audio Sputnik, стоит ли он своих денег?
    И будет ли адекватен и достаточен для него интерфейс M-Audio ProFire 610 или лучше что-нить типа Digidesign MBOX 2 (но у него меньше входов/выходов) ?

    Юлия
    Гость
    Юлия

    Антон,
    Огромное спасибо за такой быстрый ответ.

    1. Wave Lab у меня тоже установлен, но, честно говоря, хотелось освоить Cubase, поскольку там, насколько я поняла по отзывам, есть возможность преобразования уже записанной музыки в ноты, а мне это тоже будет необходимо.
    2. Да, задача именно записать звук из встроеннных динамиков Ямахи.
    3. Стерео выход (LR) есть. Как только обзаведусь стерео-кабелем, попробую подключить.
    Надеюсь, получится.
    Но, думаю, без Вашей дальнейшей помощи будет тяжело.
    Еще раз спасибо.

    Юлия
    Гость
    Юлия

    Пож-ста, помогите новичку разобраться. Очень нужно, горит. Пытаюсь создать домашнюю студию. Задача: относительно качественно записать ф-но. Оборудование: Yamaha P-120, интерфейс M-audio Fast Track Pro, комп — Toshiba Satellite U-305 S 2812, Mic Shure SM58, наушники Sony Noise Canceling MDR-NC5. Софт: Cubase SX, Widows Vista Проблема в том, что нет абсолютно опыта работы c Cubase, осваиваю по учебникам. До этого работала с Wave Lab на XP напрямую без интерфейса и проблем не знала. Вынуждена была поменять комп и проблемы начались. Невозможно подключить напрямую мою Ямаху к Тошибе, поэтому приходится осваивать новое оборудование. В настоящий момент электро-пиано подсоединено через Midi (in,out) к… Подробнее »

    Сергей
    Гость
    Сергей

    У меня просто осталась звуковая карта от старого микрофона и мне сказали, что как то можно её приспособить, что бы сигнал с микрофона шёл через карту!

    Иван
    Гость
    Иван

    Антон,огромное спасибо за исчерпывающий ответ! Так выходит ,что у передатчика PGX1 Sure нет своего фантомного питания?Когда я покупал уверяли что есть!Дело в том,что покупал я его с рук и без инструкций.А как понять по описанию в инструкции передатчика PGX1, есть в нём фантомное питания или нет?Так что даже не знаю как правильно начинать с системой работать,как просканировать,на что нажимать.Не могли бы Вы мне помочь! С Уважением Иван

    Сергей
    Гость
    Сергей

    Подскажите пожалуйста! У меня микрофон Audio-Technica AT2020 USB и внешняя звуковая карта m-audio fast track не pro, как сделать так, чтобы эти два устройства работали совместно, а то у меня ощущение, что при записи звука звуковая карта не принимает участия!

    Никита
    Гость
    Никита

    ещё забыл спросить важную вещь,какие вы можете посоветовать мониторы
    со временем хочу купить всё-таки более мение профессиональные,рассматриваю вариант YAMAHA HS50M
    но быть может в этом ценовом барьере есть что-то по лучше,я честно говоря не знаю.

    Никита
    Гость
    Никита

    бюджет,ну в районе 15,наушники уже есть,музыку сам пишу.
    по поводу приборов,с предусилом как-то удобнее можно самому ручками покрутить,всё подстроить,а на звуковухе всё делать через софт какой-то,не очень люблю,руками удобнее и лучше мне кажеться.
    Audiotrak MAYA44 MKII заинтересовала,спасибо.
    и ещё хотел задать вопрос.
    рассматривал 2 микрофона приерного одного ценового уровня perception 100 и 120,как таковой серьёзной разницы особо не заметил,однако большенство знакомых утверждают что 100 лучше,что можете сказать по этому поводу?заранее спасибо за ответ!

    Иван
    Гость
    Иван

    Здравствуйте!Подскажите пожалуйста,что мне делать.Я играю на аккордеоне.У меня радиосистема Shure PGX4/PGX1.Но у Shura нет специального микрофона с креплением для аккордеона. Я пробывал включать в эту систему микроф.конденсаторный jts CX-516w(для аккорд),.Он то работает в некоторых помещениях нормально,в некоторых ловит всё как антена т.е.даёт наводки,шумы.Я не понимаю почему?Пробовал динамические микрофоны разных марок — работают чисто везде.Может микроф.попался неудачный?Продают микроф.для аккордеона AKG C516ML,Beyerdynamic Opus 86 (все они конденсаторные,кардиоидные).Но я не знаю будут ли они с работать с системой Shure PGX4/PGX1.Пожалуйста подскажите решение проблемы! я жду ответа.Спасибо заранее.С Уважением Иван

    Никита
    Гость
    Никита

    Добрый день,хотелось бы спросить совета.
    Вопрос довольно банальный,но тем не мение.
    занимаюсь музыкой в частности рэпом,надоело тратить время и подстраиваться под других людей
    поэтому решил сделать дома,подобие студии.
    Мой выбор пал на такой набор
    1)AKG perception 120
    2)предусилитель ART TUBE studio v3
    и тут возникает главный вопрос звуковая карта ко всему этому,что вы можете посоветовать?
    товарищи говорили что проще купить звуковуху с фантомником,что бы не мучиться с предусилителем.
    но что-то мне подсказывает и эксперементы показывали что через предусил звук намного приятнее.
    так вот,что посоветуете?!

    Евгений
    Гость
    Евгений

    Антон, спасибо за ответ. По поводу usb микрофонов — в впериод свовей многолетней практики я ни разу не встречал на студиях таких аппаратов. И о качестве его работу судить не могу. То ли народ отстает от прогресса то ли прогресс не поспевает за требованиями народа. А ввиду того, что эксперементировать у меня нет ни возможности ни инвесторов, решил пойти проверенным путем. Выбор RODE может быть и завышен но как студийный дикторский микрофон , я полагаю, будет неплох, и запас по качеству для «требовавтельных» клиентов останется. Как преамп вот поглядываю в сторону PERATRONIKA MLB-2013. Саундкатра FORCE AIF-04 мне тоже никогда не… Подробнее »

    Евгений
    Гость
    Евгений

    Добрый день , Антон. Имею интерес вот к чему — цель собрать дома студию для записи дикторсокого текста — рекламные ролики для радио и тп. В качестве микрофона присматриваюсь к RODE NT1A. А вот дальше встает вопрос. Пульт с фоантомным питанием 12В не потянет этот микрофон, преампы — хорошо бы, но,увы, бютжет. Может быть саунд карту? Тогда какую в минимальной ценовой. Может быть что то посоветуеш дополнитиельно. Спасибо

    Александр
    Гость
    Александр

    Я прочитал полностью все по той ссылке что вы мне дали, много извлек оттуда полезного, особенно понравился способ по замене мониторов лампочками…у самого такой замысел был…Только там речь идет об отражениях, меня же больше интересует то, как можно изолировать студию от окружающего мира, т.е впринципе возле офиса нет ни стройки, ни постороннего шума, я же боюсь что мы сами станем его источником. Офис 20м квадратных, стены — бетон, шума никокого не будет в студии, кроме как от компьютера. Да и посоветуйте имеет ли смысл делать на такой площади отдельную комнату для вокала?

    Александр
    Гость
    Александр

    Записывать планируем пока вокал и живые инструменты. По вашему совету следует купить комплект плит ауралекс.
    А чем еще следует отделать все стены студии? http://www.acoustic.ru/productions/ceiling/mappysil/ — подойдет?)
    Или сделать бутерброд эдакий из нескольких материалов?
    Вообщем жду конкретного совета)

    Александр
    Гость
    Александр

    Миди клавиатура имеется — m-audio axiom 49, закрытые мониторные наушники тоже Sony mdr7506.
    Помещение вроде нашли…Однако оно находится рядом с другими офисами…Возможно посоветуете, как можно максимально звукоизолировать помещение и приготовить для звукозаписи на 50000р или лучше отнять деньги от суммы на оборудование? Еще раз спасибо за оперативную помощь)

    Александр
    Гость
    Александр

    Спасибо большое за рекомендацию.

    Александр
    Гость
    Александр

    Планируем делать комерческую, иначе смысл вкладывать такие деньги. Вы правы, требуется оптимальный звуковой тракт на 150т.р.

    Александр
    Гость
    Александр

    Приветствую, Антон! Какое оптимальное сочетание преда, мониторов, микрофона, микшера, звуковой карты вы можете порекомендовать в пределах 150000р? Заранее спасибо.

    Олег
    Гость
    Олег

    Cakewalk Sonar 6LE. До этого работал в старом, 96 года выпуска. Да и программный микшер в Audigy наличествовал явно…что ж, будем искать).
    Спасибо Вам за советы, сайт очень ценный и доброжелательный!

    Олег
    Гость
    Олег

    В том-то и дело — усиливать вход до предела не стоит — зашкаливает до красного. Получается странно — при записи фонограмма забивает голос, при воспроизведении -голос фонограмму). Микшер как таковой я не нашел, в панели EMU только частоты и источники сигнала выбираются.

    А насчет шумов — есть шипение, но явно от предусиления. Да и на порядок меньше, чем у стоявшей ранее Audigy — специально сверял. Снизятся? Тогда куплю, конечно.

    Олег
    Гость
    Олег

    Да уж, звук у ней супер). Попутно вопрос: подключаю микрофон к 0404 (динамический, ProAudio UB44), кабель XLR-TRS. Звук достаточно тихий. Есть ли смысл менять кабель на XLR-XLR или проблема в настройках?

    Олег
    Гость
    Олег

    Большое спасибо!

    Олег
    Гость
    Олег

    Доброго день, Антон!
    Нужна внешняя звуковая карта. Записываю фонограммы — синтезатор по МИДИ, электрогитара, микрофон. Основные требования — надежность в работе и меньше шумов при записи с микрофона (динамический), очень желательно без внешнего преампа. Использую оборудование только дома. Комп — проц Е2140, память 2Gb, ХР. Есть 4 варианта:

    Infrasonic Amon
    E-Mu 0404 USB
    Lexicon Lambda
    TASCAM US122MKII

    Другие карты, может, и лучше, но это то, что есть в магазинах. Что предпочтительнее по указанным пожеланиям?
    Заранее благодарен.

    Алексей
    Гость
    Алексей

    Здравствуйте Антон! с удовольствием читаю ваши статьи! как вы относитесь к микрофонам от sE Electronics и конкретно к модели sE2200a. может ли она конкурировать в своей ценовой категории с широко известными брендами и еще хотелось бы услышать ваше мнение о микрафонах «Октава»…
    Заранее спасибо за ответ!

    Dreamwanderer
    Гость
    Dreamwanderer

    Здравствуйте!
    Большое спасибо за статью!
    Сейчас выбираю микрофон для домашней студии (запись в основном вокала и гитары). Колеблюсь между моделями Shure PG27USB, Shure PG42USB и Samson G-Track (все с USB интерфейсом). Ценовой предел 10000-12000р. Склоняюсь к Shure PG27USB. Скажите, пожалуйста, какой из этих микрофонов выбрать или за эти деньги есть модели интереснее. Хотелось бы получить «мягкую» звуковую картину с плотными басами, «теплой» серединой и не режущими ухо верхними частотами. Нужен микрофон именно с USB интерфейсом, т.к. ни звуковой карты ни предусилителя у меня нет.
    Заранее спасибо за ответ!

    Tell
    Гость
    Tell

    спасибо)) наверно, уже надоела, еще такой вопрос:
    у меня стоит микрофон, квалифицирующийся как аудиоинтерфейс (usb), нужна ли к нему отдельная профессиональная звуковая карта? Если не ошибаюсь, встроенные звуковые карты котируются как игровые и для звукозаписей не подходят?

    Tell
    Гость
    Tell

    огромное спасибо за ответ, извиняюсь еще раз за дебилизм, а системный микшер где найти?
    записать могу, а подключить нет :»'(

    Tell
    Гость
    Tell

    Антон, помогите пожалуйста!! вероятно, покажусь тупой, т.к. начинающая, но обратиться больше некуда(
    купила микро Samson G-track (usb), подключила к ноуту, установила прилагающиеся проги и настройки, дрова как написано в описании не нужны. в результате Nero пишет, но сигнал очень тихий, а кубик (cubase 5) не воспринимает вообще. Может,требуется какая-то дополнительная синхронизация микро с кубейсом?