Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Студийная терминология (словарь)

Без знания многочисленных студийных терминов и обозначений практически невозможно выжить в студии звукозаписи. Послушав диалоги звукоинженеров, можно окончательно получить комплекс неполноценности на этой почве. Построение и развитие собственной студии звукозаписи всегда предполагает не только знание, но и понимание процессов и технологий. Причём не только музыки, но и многих других сфер, без знания которых построить хорошую студию не получится. Поэтому данный словарь вам обязательно пригодится (не сейчас, так потом ))))

USB — один из многочисленных контактных разъёмов компьютера (ноутбука) для подключения разнообразной техники. Кроме самих данных ещё осуществляется и питание подключенного девайса к этому разъёму. Раньше был медленный стандарт 1.1. Сейчас везде применяется спецификация 2.0 — более быстрая и стабильная. В принципе, скорости стандарта 1.1 вполне хватит для передачи аудио-данных одного-двух треков (стерео).

Fire Wire (IEEE1394) — тоже один из разъёмов компьютера (ноутбука), предназначенный для высокоскоростной передачи данных между девайсом и компьютером. Например, для передачи потокового видео с видеокамеры на комп для оцифровки. В последнее время применяется для передачи не только видео-данных, но и аудиомассива (до 32 треков одновременно). Питание девайса на этой шине осуществляется редко (только в случае параллельного подключения девайса сразу в два таких разъёма).

PCI — один из внутренних разъёмов компьютера, самый качественный из всех перечисленных (в плане отсутствия потери пакетов данных), потому что расположен прямо на материнской плате компьютера и тоже предназначен для подключения самых разнообразных карт самого разного предназначения (от сетевых адаптеров до комплектов «карта+внешний блок»).

PCMCIA (PC Card) — разъём, применяемый в ноутбуках для подключения мобильных PCMCIA-карт (контроллеров, модемов, WiFi, аудио-интерфейсов и пр.)

Девайс — какое-либо внешнее электронное устройство (англ. — «Device»)

Jack (TRS) — аудио-разъём звуковой карты (6,25 мм). Один из индустриальных аудио-стандартов. В схемах обозначается как TRS (по первым буквам названий контактов разъёма Tip, Ring, Sleeve). Подробная информация.

Mini Jack — уменьшенная (3,5 мм) версия полного «Джека», применяется в большинстве бытовых мультимедийных устройств и очень редко в профессиональной сфере. Как раз за счёт своего размера: он не позволяет полностью предотвратить влияние внешних помех на передаваемые данные (чаще аудио) и очень ненадёжен в плане деформации и физического разрушения штеккера и разъёма.

Тюльпан (RCA) — разъём, широко применяемый в аудио- и видео-технике. Первоначально предназначался для подключения фонографов (виниловых проигрывателей) к усилителю. По стандарту видеосигнал передаёт жёлтый разъём, монозвук — белый. В случае стерео-звучания, добавляется красный (правый канал). Другие названия —  phono connector или CINCH/AV connector.

Cannon (XLR) — профессиональный симметричный разъём, чаще трёх-штырьковый, применяется чаще всего в аудио-аппаратуре для передачи микрофонного, линейного и синхросигналов. Известен своей надёжностью и правильной распайкой контактов. Обозначается как XLR. Также через такой разъём передаётся цифровой сигнал AES/EBU

AES/EBU — профессиональный стандарт передачи цифровых данных. Родственник бытового формата S/PDIF. Стандарт AES/EBU позволяет передавать данные с любой частотой дискретизации и глубиной до 24бит. Разработан компаниями Audio Engineering Society (AES) и European Broadcasting Union (EBU). Стандарт AES/EBU бывает реализован на разъёмах XLR, BNC или D-Sub

АЦП — аналогово-цифровой конвертер. Переводит поступивший на карту аналоговый сигнал в цифровой пакет данных для последующей обработки.

ЦАП — цифро-аналоговый конвертер. Переводит цифру в логичный для нас аналоговый вид для вывода результата с карты в мониторы или наушники.

MIDI — Цифровой интерфейс для подключения музыкальных инструментов (musical instruments digital interface). В основном это синтезаторы, семплеры, секвенсеры, процессоры (гитарные, вокальные), миди-клавиатуры и т.д.

ADAT — цифровой протокол передачи многоканального цифрового звука по одному оптическому кабелю, служит для цифровой коммутации различных многоканальных устройств — к примеру, аудиокарты и цифрового пульта (Alesis Digital Audio Tape). ADAT передаётся только через стандартный разъём TosLink.

TosLink — стандартный разъём для подключения оптоволоконного кабеля (цифра). Через этот разъём могут передаваться сигналы ADAT и S/PDIF. TocLink бывает как стандартным, так и в мини-формате.

S/PDIF — цифровой протокол передачи стереосигнала по коаксиальному кабелю. Может передаваться как через оптический TosLink так и через обычный RCA разъём (чаще всего). Считается бытовым потребительским вариантом профессионального стандарта AES/EBU

Insert — инсерт (англ. — «Вставка»). Специальный разъём на многих студийных устройствах, позволяющий вывести direct-сигнал с устройства для обработки в другом устройстве и вернуть  его (сигнал) обратно в тот же разъём в то же устройство. Обычно insertы реализуются на джеках (TRS): по контакту Ring сигнал посылается, а по контакту Tip возвращается обратно. По своей структуре инсерт-кабель аналогичен обычному кабелю «стерео-джек TRS → 2 моно-джека TRS». Многие микшерские пульты оснащаются insertами на первых 8 входах для прямого посыла конкретного принятого в микшер сигнала на конкретный вход внешнего записывающего устройства (звуковой карты) и возврата с карты обратно на микшер для последующего мониторинга средствами микшера.

Hi-Fi — высококачественная бытовая аудиотехника, соответствующая параметрам 40-16000 кГц. К професиональной аппаратуре не относится и не применяется.

Hi-End — улучшенный Hi-Fi. Не серийная, эксклюзивная, крайне дорогостоящая аудиотехника, с нетрадиционными, нестандартными техническими решениями. Так же  аппаратура ручной работы, не соответствующая никаким стандартам.

Уведомление о
trackback

[…] E-MU1616M PCI имеет на борту 16 входов и 16 выходов (2+4/6 TRS, 8/8 ADAT, и 2/2 MIDI). Причём первые два входа имеют комбо-XLR разъёмы […]