Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Как собрать студийный компьютер

компьютер Компьютер — это мозг студии. Соответственно, мозгов много не бывает но, в принципе, можно вывести оптимальную конфигурацию, подходящую для большинства задач студии. Хотя в большинстве студий мира используются компьютеры iMac фирмы Apple, компьютеры PC не менее популярны. Как раз в силу универсальности задач и выбора софта. Поскольку iMac не даёт нужного выбора комплектующих и стоит недёшево, мы рассмотрим конфигурацию обычного PC компьютера 2009 года, выведенную методом проб и ошибок. Как сказал один мой знакомый поп-певец: неважно, какой компьютер стоит у тебя в студии. Важно, что в результате получается.

Перед выбором комплектующих для студийного компьютера следует помнить одну важную вещь: многие специализированные профессиональные программы для работы с мультимедиа — консервативны и обновляются не чаще 1 раза в год. Это делается, в первую очередь, для оптимальной совместимости со старыми версиями программ, в которых ранее было сделано множество работ, лежащих сейчас в архивах студий. Во вторую очередь, программы рассчитаны на профессионалов, которые действительно работают, вместо того, чтобы гнаться за модой и всевозможными новинками и обновлениями. В-третьих, программный апгрейд студии должен отнимать как можно меньше времени, потому что время студии это деньги. Поэтому нет смысла искать самые новые, свежие и быстрые комплектующие — не факт, что они адекватно воспримутся всеми программами. Гораздо лучше воспользоваться проверенными комплектующими, присутствующими на этом рынке не менее полугода.

Процессор.

Сразу хочется предупредить всех любителей AMD и прочих процессоров: большинство профессиональных программ для работы с мультимедиа в силу своей консервативности любит только Intel, поскольку именно Intel была первой компанией, производящей процессоры. И профессиональный софт начинал в своё время писаться именно под неё. С этим придётся смириться. Причем процессор должен быть самым полным (с поддержкой всех современных медиа-инструкций SSE2, SSE3, SSSE3, которые будут просто необходимы), без урезаний и облегчений (типа Celeron и т.д.). Лучше, чтобы кэш памяти второго уровня (L2) был не менее 4мб, он играет немаловажную роль при работе со звуком. В принципе, программа, конечно, сможет запуститься и под вашим любимым AMD… Но глюки и зависания программ будут гарантированы.

Наиболее предпочитаемая операционная система для работы в студии — 32 разрядная ХР с последним сервиспаком (кажется, сейчас уже есть 4 SP для ХР-шки). 64-разрядная не поддерживается большинством профессиональных программ для аудио и вообще с софтом будут большие проблемы.

Количество ядер процессора минимум — один, оптимально — два. Четыре ядра большинство программ просто не поймёт (не увидит) и вы зазря потратите деньги на такой процессор.

Оперативная память.

Хотя Windows XP теоретически и поддерживает максимум 4 Гб, практически за годы работы в студии я не замечал загрузки этой памяти больше 1,5 Гб. Поэтому могу смело рекомендовать 2 Гб оптимально. Если есть желание и возможность поставить 4 Гб — ставьте ради бога. Больше четырёх Гб ставить смысла нет (система не увидит больше 3,25 Гб), да и дорого для начала. Оптимально будет память стандарта DDR2-800. Она очень быстрая, и стоит не дорого.

Винчестер.

Обычно используется либо для оперативной работы с аудио-данными (запись, редактирование), либо для хранения (архивации) этих данных. Обратите внимание на объём и скорость записи/чтения данных. Для оперативной работы желателен кэш минимум 16 Мб и пропускная способность не менее 100-130 мбит/сек (при одновременной записи/воспроизведения 14 дорожек с параметрами 24 бит/192 кГц)

Скорость потока данных для одного стерео-трека формата WAV(в секунду):

битность

16 бит

24 бит

32 бит

64 бит

128 бит

разрядность

44,1 кГц

1411 кбит/сек

2,1 мбит/сек

2,8 мбит/сек

5,6 мбит/сек

11,2 мбит/сек

48 кГц

1,5 мбит/сек

2,3 мбит/сек

3 мбит/сек

6 мбит/сек

12 мбит/сек

96 кГц

3 мбит/сек

4,6 мбит/сек

6,1 мбит/сек

12,2 мбит/сек

24,4 мбит/сек

192 кГц

6,1 мбит/сек

9,2 мбит/сек

12,2 мбит/сек

24,4 мбит/сек

48,8 мбит/сек

Вообще максимальные параметры трека для внутренней обработки в редакторе на сегодняшний день бывают и 128 бит/192 кГц (внутренние расчёты с плавающей запятой). Но аппаратные возможности реального железа ограничены и на сегодняшний день во всём мире принят стандарт 24 бит/192 кГц. Если хотите сразу работать по студийным стандартам, обратите внимание, что один стерео-трек с параметрами 24бит/192 кГц будет иметь поток информации около 10 мегабит в секунду. Если учесть, что в среднем в сессии бывает до 10-16 дорожек, общий поток составит 100-160 мбит/сек. Если хотите больше треков с данными параметрами, то обратите внимание на современные винчестеры cинтерфейсом SATAIили IIс пропускной способностью 300 мбит/сек. Этого более чем достаточно. Особенно если в среднем обычный сессионный проект записывается с параметрами 24 бит/ 48 кГц (мах 24 трека одновременно при 150 мбит/сек винчестера).

Требуемый рабочий объём винчестера определить легко: одна минута одного стерео-трека с параметрами 16 бит/ 44,1 кГц займёт на винчестере около 10 Мб. Простым умножением можно вычислить средний объём проекта.

Размер одного стерео-трека формата WAV (за минуту):

битность

16 бит

24 бит

32 бит

64 бит

128 бит

разрядность

44,1 кГц

10,3 Мб

15,5 Мб

20,6 Мб

41,3 Мб

82,5 Мб

48 кГц

11,2 Мб

16,8 Мб

22,5 Мб

45 Мб

90 Мб

96 кГц

22,5 Мб

33,7 Мб

45 Мб

90 Мб

180 Мб

192 кГц

45 Мб

67,5 Мб

90 Мб

180 Мб

360 Мб

Например, в композиции в среднем обычно 3 минуты, значит получившийся результат будет «весить» около 30 Мб за один стерео-трек с параметрами 16 бит/ 44,1 кГц. Если учесть, что в среднем в сессии бывает до 10 дорожек, общий размер проекта составит около 300 Мб за песню 3 минуты.

Общий примерный расчёт скорости и объёма винчестера:

10 мбит/сек для одного трека (24 бит/192 кГц) × 12 треков = примерно 120 Мбит/сек потоковая нагрузка на винчестер в процессе записи в секунду.

Одна секунда такой одновременной 12-трековой записи с параметрами 24бит/192 кГц займёт на винчестере около 13,5 Мб. Одна минута (60 сек) такой одновременной 12-трековой записи с параметрами 24бит/192 кГц займёт на винчестере около 810 Мб. Соответственно один дубль одной песни (3 минуты) будет “весить” в среднем 2,5 Гб…

Если учесть, что дублей бывает в среднем 5-10, то места на винчестере надо от 12 до 25 Гб. И это на одну песню проекта. А если таких песен много (в среднем альбом 10 песен) = 120-250 Гб на проект точно надо рассчитывать при работе с полными параметрами 24 бит/192 кГц…

С другой стороны редко бывает такая многодорожечная запись с такими параметрами. Скорее потрековая бывает с последующим монтажом. Либо параметры занижают до оптимальных 24 бит/48 кГц (24 бит/96 кГц)

Для архивирования и хранения данных вполне подойдут и внешние накопители (~ 1Тб и более). У меня в студии стоят 2 внутренних винчестера SeagateSATAIIс кэшем 32 Мб, 300 мбит/сек и по 500 Гб каждый (один для оперативной работы, второй для архивов студии).

Видеокарта.

В принципе крутую игровую модель ставить ни к чему, рендеринг 3Dграфики вряд ли будет так необходим на этом компьютере. Но с другой стороны, современные профессиональные программы жёстко подходят к правдивому визуальному отображению результатов работы в реальном времени. Поэтому память видеокарты желательна не менее 256 Мб. Оптимально 512 Мб.

Ещё момент: некоторые программы позволяют работать в режиме dualmonitor. Если вы планируете в будущем ставить два монитора, то выбирайте либо карту с двумя DVIвыходами (есть такие), либо материнскую плату с возможностью установки двух видеокарт.

DVD-привод.

Их желательно иметь два. Один для записи, другой для чтения. Запись — дело важное и сбоев быть не должно, поэтому для записи многие рекомендуют Plextor. Не буду спорить, это очень качественный продукт за свои деньги. Некоторые модели есть с возможностью лазерной гравировки на рубашке диска названия вашего проекта либо изображения. Это уже дело вкуса. Кому как. Записывать желательно всегда на скорости, минимально возможной для каждого конкретного диска! Торопиться в этом деле нельзя!
Помните, что чем быстрее записывает привод, тем больше он допускает ошибок! Любой привод при записи допускает много ошибок. Большинство из них несущественны, поэтому не доставляют проблем при чтении (особый контроллер в приводе при чтении распознаёт и исправляет эти ошибки), а могут быть и фатальные ошибки, которые искажают содержимое! А если речь идет о звуке – это абсолютно неприемлемо. Так вот, чем быстрее будет скорость записи, тем больше вероятность появления таких фатальных ошибок.

Для чтения дисков подойдёт любой OEMпродукт. Например, NEC.

Блок питания.

Мощность не менее 500 Ватт. Или 550-580 Ватт при установке 2-х видеокарт. Остальное – дело вашего вкуса и кошелька ))

Материнская карта.

Должна быть полнофункциональной, с полным комплектом входных портов (FireWire, USB, Ethernetи пр.). Естественно с интерфейсом SATAII. Прекрасно, если есть возможность поставить две видеокарты (по одной на монитор для режима dualmonitor). PCIразъём для звуковой карты нужен хотя бы один, а лучше два (для большей вентиляции в системнике). Если есть встроенные WiFiи Bluetooth модули – очень хорошо, но не так существенно )).

Звуковая карта – тема отдельного разговора. Желателен комплект внутренняя PCI-карта + внешний коммутационный блок. Но возможны и FireWire/USBдевайсы.

Картридер на все флешкарты и внешний Bluetoothмодуль – опциональны. У меня в студии они есть для удобства клиента.

Клавиатура и мышь

Должны быть удобными и полноразмерными. На клавиатуре самая ходовая клавиша – пробел (старт/стоп практически во всех аудио-программах) Поэтому она должна быть полноразмерной, удобной для нажатия в любое время и иметь гарантию от случайного срабатывания (не упасть через определённое время под собственным весом :-)). Цифровой блок на клавиатуре должен быть выделен в отдельную зону (стандартное расположение кнопок), потому что в программах придётся вводить очень много числовых данных. А это лучше всего делать непосредственно в цифровой зоне. Не лишним будет, если вы купите клавиатуру класса notebook. Сегодня есть такие клавиатуры с пометкой «notebookkeys». Самый большой плюс такой клавиатуры – кнопки нажимаются очень тихо, и в то же время очень уверенно. Проследите, чтобы кнопки включения/выключения компьютера (wake, sleep, power) были в отдельности от всех остальных кнопок. И ни в коем случае не под клавишей delete(как это наблюдается на некоторых клавиатурах genius). Иначе в один прекрасный день во время активного монтажа рабочей фонограммы в присутствии клиента вы рискуете вместо deleteнажать power

Мышь не должна своим проводом отвлекать от дел насущных, поэтому она лучше всего беспроводная. Хорошо, если она будет работать по стандарту Bluetooth, а не по своему особенному (как это распространено в дешевых китайских мышах). Bluetoothдает меньше всего сбоев, на него слабо влияют помехи, излучаемые от соседних устройств, и обеспечивает хорошую точность курсора. Желательно в комплекте с зарядным устройством на ночь, если не хотите в один прекрасный день во время записи проекта оказаться без мышки с внезапно севшими аккумуляторами…

Разумеется, желателен полный комплект из 5 кнопок: левая, правая, колесо прокрутки и кнопки вперёд/назад для навигации по проводнику explorer. Игровые 8-и-более-кнопочные мыши не подойдут. Хотя…:-)))))

Корпус системника – только полный и максимально просторный для лучшей вентиляции.

Студийный компьютер должен быть бесшумным!

Поэтому не увлекайтесь вентиляторами/кулерами – везде, где возможно, примените пассивное охлаждение. Вполне хватит двух низкооборотистых вентиляторов на 80-120 мм : одного на втягивание воздуха внутрь и второго на вытягивание наружу. Можно даже только один на вдув, если он расположен в передней части корпуса, как раз перед жесткими дисками. Потому что больше всего тепла будут выделять жесткие диски во время работы. И охлаждение для них не помешает. А с вытяжкой справится и вентилятор блока питания. Остальные устройства не будут греться, разве что процессор, но даже штатный кулер от Intel (который идет в комплекте) с этим отлично справится. А можете сразу присматривать, например, видеокарту с пассивным охлаждением (только радиатор), благо сегодня их предостаточно. Или присмотреть пассивный кулер для процессора. Здесь, возможно, придется поискать – их не так много, но все же они есть. В идеале системный блок можно поставить в отдельный бокс и вынести за пределы аппаратной, чтобы не шумел вообще.  Удлинителей стандартных кабелей сегодня можно найти без проблем.

Более актуальная (2012) конфигурация студийного компьютера описана в этой статье.

компВыражаю благодарность за помощь в написании статьи моему партнёру, Зуеву Сергею, консультанту по компьютерам и комплектующим

читать дальше

[ratings]

43
Оставить комментарий

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
trackback

[…] 2009 году я написал на блоге статью про студийный компьютер, и какой должна быть его […]

trackback

[…] рэке или в виде модуля на столе. Напоминаю, что внутри системного блока очень много всяких разных наводок от других […]

trackback

[…] – какой прибор является началом звукового тракта? […]

Demha
Гость
Demha

…Хотя да, опять же, флешку во второй комп можно совать, и по сетке скидывать, что надо.

Demha
Гость
Demha

Ну, с флешки чужой можно заразу подцепить, ко мне в комп как норовят флешку сунуть, так на каждой второй зараза.

Demha
Гость
Demha

Tony [quote comment=»»]Повторяю: чем меньше система парится насчет питания для своих комплектующих, тем лучше для звука в целом по системе.
Это не я сказал, а мой коллега, Михаил Зуев, эксперт №1 по компьютерам в Рунете[/quote]
Вообще, чтобы система не парилась, надо рабочую машину не использовать для сидения в инете и отключить и снести на фиг всю туфту, на инет и безопасность работающую, то есть, две трети системы (оставить Какую-нибудь Авиру ненапряжную), а для инета собрать системник попроще, 2-3 пень, и соединить их локалкой. Выйдет и дешевле, и сердитее.

Demha
Гость
Demha

Я дискретизацию использую даже не 96000, а 88200 — кратно 44100 и, по идее, корректнее в 44100 преобразуется после обработки-сведения.

Demha
Гость
Demha

Чем больше битрейт и дискретизация, тем, разумеется, лучше — при обработке звука. На выходе все равно будет 16 — 44100 (стандарт CD-Audio). Транс вообще, как я понимаю, в мидях весь делается, аналоговый сигнал не используется, так что должно хватить. Мне хватает 24-96 с живыми инструментами при моих домашних потребностях (у Битлз и Лед Зеппелин и этого не было, что на качестве музыки и записи не сказалось, а вот в оцифровке старые пластинки звучат погано, как вообще весь цифровой звук).

Дамир
Гость
Дамир

карта FOCUSRITE Saffire PRO 24 DSP

24 бит/96кГц-подойдет для написания транс музыки

Дамир
Гость
Дамир

[quote comment=»»]У меня помимо вышеперечисленного только по USB миди-клавиатура M-Audio Keystation 88es. Все работает.[/quote]

Demha
Гость
Demha

Просто системник с блоком питания от 500 вт, рассчитанный на последнее поколение матерей-процессоров, обойдется чувствительно дороже, чем 350-450 вт с сокетом 775 и процессорами Core2Duo или Core2Quad, а на практике прирост производительности будет не столь уж значительным.

Demha
Гость
Demha

У меня помимо вышеперечисленного только по USB миди-клавиатура M-Audio Keystation 88es. Все работает.

Demha
Гость
Demha

Аудиопоток не может стабильнее оцифровываться и обрабатываться при увеличении мощности блока питания — мощности либо хватает, и все работает, либо не хватает, и все глючит. Дополнительные внешние устройства, безусловно, могут быть требовательны к ресурсам питания.

Demha
Гость
Demha

«Мощность не менее 500 Ватт» …Зачем?! — У меня процессор Core 2 Duo 2,4 ггц слегка разогнанный до 3, видюха интегрированная, 2 гига памяти, винт — 1 терабайт, звуковушка Audiophile 2496, еще тв-тюнер в системнике — для оцифровки видеокассет пользую, и на все про все блока питания 350 вт — выше крыши!

ed pro sound
Гость
ed pro sound

кому не всем ???нашим реперам дворовым ?!?!?!??!все мои коллеги пишут на pro tools hd и cubase 5 а работаю я в чехии это только в росии нормальными прогами не пользуются а в европе всегда на шаг впереди

ed pro sound
Гость
ed pro sound

бред щас все работает на 7 и висте и плюс 4 ядерный amd под pro tools 8 просто как родная грудь матери для младенца

zis
Гость
zis

Спасибо, Тони! Наверно придется рискнуть!? Жалкооооо сносить 7- ку. Мне она нравится. Где- то я читал здесь о том, как дополнительно поставить XP. Не могу найти….. Может подскажешь где?

zis
Гость
zis

Спасибо за ответ. Я несколько расстроен. Выходит, надо сносить 7- ку и ставить ХP? Покупка XP- это еще где- то 5000 руб. Странно….. Неуж- то дрова есть на 64- разрядную XP и Vista, а 7- ка «отдыхает»? Может есть какой- нибудь альтернативный вариант?

zis
Гость
zis

Добрый день, Антон.
У меня ноутбук Acer Aspire 5741 G, 64- разрядная операционная система, Windows 7. Будет ли EMU- 0404 работать с этой операционкой?

Александр
Гость
Александр

Да, видимо прохлопал начало 🙂 сорри.
Хотя «любой», это вряд-ли. Все же Мак это железо, а у железа есть характеристики, и после того, как эппл перешел на платформу интел — аппаратно он не отличается от PC. А вот ПО (МаОс и иже с ним) да, отличаются и сильно. Собственно при желании можно сэкономить, собрать обычный PC и запустить на нем МакОс.
У меня на ноутбуке SONY VAIO Z прекрасно уживаются Linux, Windows XP и MacOs 10.6. Хотя это конечно не совсем легально с точки зрения компании Эппл 🙂

Александр
Гость
Александр

Я просто написал, что его нет 🙂 а что касается работоспособности, то у 90% пользователей прекрасно работает и XP SP1 и SP2 и просто XP.
Скачивать же из сети несуществующий SP4 (а я не сомневаюсь, что скачать его можно) — себе дороже, т.к. не известно, что туда включили неизвестные кулибины.

ЗЫ: А почему про Mac ничего не написали? Эппл пиарит свои компьютеры во всех фильмах, в реальности же я вижу, что их используют дизайнеры и музыканты. Или в студиях сейчас преимущественно Windows?

Александр
Гость
Александр

4-го сервис-пака под Windows XP нет, и судя по microsoft service pack roadmap и не предвидится. Хотя после SP3 вышло много мелких патчей, которые для экономии времени и трафика — можно накатать одним махом, с помощью post-SP3 апдейта

Insider
Гость
Insider

Грамотный,доступный материал,так держать.

kappeltoretle
Гость
kappeltoretle

Картинки в 7-й Опере съежжают

kaway
Гость
kaway

Ай яй яй. Спёрли тему у Давыдова))