Всё про разъём «Джек»

JackРазъём «Джек» (Jack, TRS) появился в 19 веке, им пользовались телефонисты. Тогда этот разъём имел диаметр 6,35 мм. Сейчас джек — самый популярный разъём в мире. Этот разъём популярен в силу своего удобства: воткнул и работай (plug&play). Однако он же считается абсолютно незащищённым от случайного отключения, поскольку никаких механизмов защиты, как например, защёлка у кэнона (cannon) у джека нет. Также этот разъём непрочен, если к нему применить боковую нагрузку на излом, и поэтому он часто ломается (особенно с пластиковым корпусом). Джек бывает трёх размеров (по диаметру): 6,25 мм, 3,5 мм и 2,5 мм. Так же различается по типу мамка/папка (male/female). В основном тип самого штеккера «папка», а гнездо — «мамка»…

Джек 6,25 мм

Разъёмы mono jack plug и stereo jack plug. По-русски такие разъёмы именуются словом «джек», это название уже устоялось, хотя порождено оно неточным переводом с английского языка («jack» — гнездо). Изначально оно имело смысл «панельный разъём» (кабельный разъём при этом называется «plug»). По количеству контактов такие разъёмы можно разделить на двухконтактные (рис. 2) и трёхконтактные (рис. 3). Первые (их часто называют моно- или несимметричными джеками) предназначены для несимметричной передачи сигнала, а вторые (часто называемые стерео- или симметричными джеками) можно применять как для несимметричной, так и для симметричной или двухканальной передачи сигнала. Контакты разъёма (гнездовой и штекерной частей), в свою очередь, имеют определённые названия (Tip Ring Sleeve), и по первым буквам этих названий трёхконтактные джеки называют также TRS-джеками.

рис.1
Моно-джек
Стерео-джек
1. Сигнал (микрофон)2. Земля 1. Сигнал (левый) 2. Земля 3. Сигнал (правый)

При двухканальной передаче, контакт 2 используется для соединения с общим проводником (Земля), а контакты 1 и 3 — для сигнальных проводников первого и второго канала соответственно. Частным случаем двухканальной передачи является передача стереофонического сигнала. Ярким примером этому могут служить наушники. При стереофонической передаче, контакт 2 — общий, контакт 1 передаёт сигнал левого канала, а контакт 3 — правого. Другим случаем двухканального использования разъемов типа джек является двунаправленная передача звуковых сигналов. Ярким примером этому может служить разъём разрыва (insert) канала на микшерном пульте. Как и везде, контакт 1 — общий, а вот стандарта распайки для второго и третьего контактов до сих пор не существует. Один из двух оставшихся контактов — выход, а второй — вход.

рис. 2
рис. 3

Контакт 2 (рис. 1) называется Sleeve или просто S. Из всех значений слова «sleeve», для разъёма больше всего подходит «гильза». Контакт 1 называется Tip (что означает «кончик») или T. Контакт 3 называется Ring (по-русски — «кольцо») или R . В двухконтактном разъёме контакта Ring нет. При использовании двухконтактного разъёма контакт 2 (Sleeve) соединяется с общим или земляным проводником, например экранирующей оплёткой, а контакт 1 (Tip) — с сигнальным проводником. Трёхконтактный разъём при использовании для симметричной коммутации распаивается следующим образом: контакт 2 (Sleeve) соединяется с общим проводником. Контакт 1 (Tip) предназначен для передачи сигнала в фазе. В этом случае он называется «hot», «плюс», «фаза», «фаза плюс» или «горячий». Контакт 3 предназначен для передачи сигнала в противофазе. Его называют «cold», «минус», «противофаза», «фаза минус» или «холодный».

Джек 3,5 мм (миниджек)

Этот разъём диаметром 3,5 мм широко известен по бытовой аппаратуре, чаще всего применяется только для подключения наушников. В профессиональной аппаратуре он применяется редко, да и то — в маленьких звуковых модулях, переносном оборудовании и прочих устройствах, где важен размер гнезда. Большее распространение миниджек получил в мультимедийном оборудовании (плейеры, диктофоны, наушники-вкладыши). Разъём мини-джек знаменит своей ненадежностью. Названия контактов и их распайка соответствует правилам для разъёмов типа джек.

рис. 4 рис. 5

В микрофонных и линейных входах мультимедийных звуковых карт, как правило, используется несимметричная коммутация. Поэтому в случае непосредственного подключения динамического микрофона к микрофонному входу звуковой карты возникает проблема перехода от симметричного выхода к несимметричному входу. Если у источника сигнала есть трансформаторный выход, то можно воспользоваться простым кабельным переходником, схема которого представлена на рис. 6:

рис. 6

Примечание Если симметричный выход источника сигнала — бестрансформаторный, то для перехода от симметричной схемы к несимметричной необходимо приобрести кабельный переходник с трансформаторной развязкой! И ещё один подводный камень может ожидать владельцев некоторых мультимедийных звуковых карт. Микрофонный вход звуковой карты рассчитан на подключение монофонического микрофона, однако гнездо разъёма, в которое вставляется мини-джек, имеет три контакта. Контакт Sleeve соединяется с общим проводником, контакт Tip предназначен для получения сигнала с микрофона — как обычно. А вот на контакт Ring со стороны звуковой карты подаётся постоянное напряжение, предназначенное для питания мультимедийного электретного микрофона, которым иногда комплектуются звуковые карты. При подключении динамического микрофона во избежание неприятных последствий контакт Ring не должен иметь соединения ни с одним проводником микрофонного кабеля. Иными словами, для динамических микрофонов с симметричным выходом, подключаемых непосредственно к микрофонному входу звуковой карты, схема распайки кабеля должна быть такой, как показано на рис. 7

рис. 7

Примечание Обращаю ваше внимание на то, что для подключения динамического микрофона к гнезду, у которого на контакте Ring имеется постоянное напряжение питания электретного микрофона, разъём типа mono jack plug непригоден. Его вообще нельзя вставлять в подобное гнездо, т. к. моноджек  вызовет замыкание расположенного на звуковой карте источника питания электретного микрофона!

У «Мини-джека» для видеокамер также есть ещё и четвёртый контакт для передачи самого видео.

Джек 2,5 мм (микроджек)

Применяется в основном в миниатюрных мультимедийных плейерах и сотовых телефонах, как раз в силу своего размера единственный подходящий разъём в подобных случаях. Распайка и конструкция точно такая же, как и у старших братьев. В основном бывает в стерео-варианте (трёхконтактный). Иногда бывает и моно. Единственный нюанс — данный микроджек практически всегда неремонтабельный (хотя и есть отдельные подобные разъёмы в магазинах радио) и ломается ещё чаще миниджека…

[ratings]

подписаться на обновления

comments powered by HyperComments
ZIS
2010-12-27 17:10:32
Добрый день, Антон. Меня интересует вот что... На многих форумах говорится, например, что мониторы будут чище звучать, если их соединить балансным кабелем. Балансный- это тоже, что и симметричный? Или я ошибаюсь? И вообще возможно ли такое соединение. Насколько я понял, симметричный- это стерео кабель, А мониторы подключаются моно кабелем. Возможно ли это? Заранее спасибо за ответ.
Tony
2010-12-27 19:38:09
«Балансный» и «симметричный» это одно и то же. А вообще это тема для целой статьи, в двух словах сложно сказать. В целом, балансный естественно лучше небалансного. Балансные уровни и входы/выходы бывают на профессиональной аппаратуре. Небалансные в основном на бытовой аппаратуре. На коротких растояниях (до метра) разницы между балансным и небалансным кабелем не будет. На длинных расстояниях (до 100 метров) применяется только балансный кабель. Суть процесса (если коротко): балансный кабель имеет два проводника и сигнал идёт по ним в противофазе, а помехи взаимоуничтожаются. В небалансном они (помехи) никуда не деваются. Балансный кабель имеет два проводника (горячий холодный)+ экран (земля). Небалансный кабель имеет один проводник и один экран. Много зависит от распайки: если она неправильная, то даже балансный кабель и разъём XLR вас не спасут и подключение всё равно окажется несимметричным (небалансным). Многие правильные кабели имеют маркировку в виде стрелки направления сигнала. Это сделано как раз для того, чтобы правильно распаять контакты к разъёмам в зависимости от входа или выхода и впоследствии при подключении устройств эти разъёмы уже не путать.. Кабели с разъёмом RCA (тюльпан) - всегда небалансные (бытовые). Кабели с разъёмом TRS (джек) бывают как балансные (моно) так и небалансные (стерео). Кабели с разъёмом XLR (канон) всегда балансные. Микрофон всегда надо подключать балансным кабелем (XLR-XLR). Иначе будет жуткий уровень помех и фона. Балансные кабели в некоторой степени сами справляются с помехами на пути передачи сигнала (из-за правильной симметричной распайки). Небалансные никак не борются. C другой стороны правильный профессиональный микшер (или дибокс) способен разрешить проблему подключения между приборами независимо от балансного или небалансного кабеля. Если в балансном звуковом тракте возникнет земляная петля (гул), то её можно легко убрать простым разрывом в кабеле. Небалансный тракт с земляной петлёй не справится, тут придётся много чего сделать. Вообще в мировой практике есть следующие варианты коммутации: Unbalanced Balanced Impedance-balanced Servo-balanced Ground cancelling Quasi-Floating True floating (transformer) Расписывать тут все их особенности нет смысла - надо статью писать... [quote comment=""]...Насколько я понял, симметричный- это стерео кабель...[/quote] нет. Неправильно понял.
Илья
2012-03-20 03:09:06
[quote post="1969"]Кабели с разъёмом TRS (джек) бывают как балансные (моно) так и небалансные (стерео).[/quote] Антон, а здесь у вас очепятка? Или нет.. баланс - это 3 контакта (плюс, минус, земля), небаланс вроде 2 (минус с землей)? :)
Tony
2012-03-20 15:08:58
Очепятки нету. Джеки бывают балансные. Подробнее здесь <a href="http://tonystudio.ru/faq#11" rel="nofollow">http://tonystudio.ru/faq#11</a>
вадим
2012-06-02 11:20:01
Перепаяли мне XLR -mini jack stereo вставляю в видеокамеру регулятор уровня записи на макс. а звук получается тихим,почему??
Дмитрий
2012-06-03 11:02:30
Здравствуйте. После прочтения статьи возник вопрос! Ситуация следующая: есть звуковая карта ESI JULI@, микшер Yamaha MG10/2. В комплекте с микшером шли 2 кабеля, jack 1\4 - XLR. Подключаю кабель к стерео выходу звуковой карты (Jack) другой конец в микшер, в XLR гнездо с пометкой "MIC". В чем, собственно, заключается вопрос: пока я не использую микрофон, но думаю в будущем приобрести конденсаторный. Пульт имеет фантомное питание 48В. Если я этот микрофон включу в канал 2, а в первом оставлю кабель, соединяющий микшер и выход звуковой карты, это нормально? Фантомное питание включается на все каналы 4 канала MIC, то есть, на первый тоже будет подаваться 48В. У меня была мысль купить просто кабели Jack-Jack и так звуковую подключить к микшеру. В общем, подскажите как быть.
Tony
2012-06-04 12:19:40
скорее всего из-за того, что это линейный тракт. Т.е. в нем отсутствует предусилитель.
Tony
2012-06-04 12:39:24
А вы зачем с <strong>линейных</strong> TRS-выходов карты подключаете в <strong>микрофонные</strong> XLR-входы микшера????? Бред какой-то. В микшере вообще-то достаточно <strong>линейных</strong> входов... Срочно покупайте 2 нормальных кабеля <a href="https://dl.dropbox.com/u/9482606/tonystudio/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3/%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8A%D0%B5%D0%BC%D1%8B/559_0.gif.jpeg" rel="nofollow"><strong>моноджек-моноджек</strong></a>, подключайте в любые 2 линейных входа микшера (например, в совмещенные 3-4 входы) и не выдумывайте ничего лишнего :) PS: кабели в комплекте предназначены для подключения к ВЫХОДАМ микшера, которые реализованы на джеках, хотя стандартом являются выходы на XLR-разъемах. Поэтому кабели и предоставлены для совместимости с остальным оборудованием (если оно есть)
Дмитрий
2012-06-05 13:37:32
То есть, для того чтобы вывести звук из карты на микшер мне нужно купить 2 провода моноджек-моноджек? И, получается, потом еще один такой же для посыла с микшера на звуковую карту (когда будет микрофон)? Так?
Tony
2012-06-06 09:29:13
Да. Два провода <a href="https://dl.dropbox.com/u/9482606/tonystudio/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3/%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8A%D0%B5%D0%BC%D1%8B/559_0.gif.jpeg" rel="nofollow"><strong>моноджек-моноджек</strong></a> для вывода звука с карты и такие же два провода моноджек-моноджек для ввода звука с микшера в карту.
Дмитрий
2012-06-06 14:39:04
Спасибо за подсказку! У меня на звуковой карте балансные выходы, они при таком включении (моно-моно) будут работать именно как балансные?
Tony
2012-06-06 21:45:12
да
Как выбрать звуковую карту. Часть первая | Философия Звука
2012-07-31 22:25:27
[...] миниджековые разъёмы считаются бытовыми. И хотя существуют некоторые [...]
Tony
2013-06-27 09:07:00
Микрофон подключаем микрофонным кабелем XLR-XLR в первый канал микшера, а с основных выходов микшера (main out) двумя моно-кабелями TRS-TRS (или одним спаренным) в линейные входы карты (Line Inputs). В любом случае схема: микрофон → микшер → карта. Естественно, фантом включить на пульте и оперировать ручками на пульте, а входы на карте поставить на ноль. Всяк настройка сначала идет с микшера. После оптимальной настройки чувствительности и тембра микрофона, на карте регулировать чисто входной уровень уже безо всякого вмешательства в звук.
Антон Пушкарев
2013-06-27 09:06:53
Микрофон подключаем микрофонным кабелем XLR-XLR в первый канал микшера, а с основных выходов микшера (main out) двумя моно-кабелями TRS-TRS (или одним спаренным) в линейные входы карты (Line Inputs). В любом случае схема: микрофон → микшер → карта. Естественно, фантом включить на пульте и оперировать ручками на пульте, а входы на карте поставить на ноль. Всяк настройка сначала идет с микшера. После оптимальной настройки чувствительности и тембра микрофона, на карте регулировать чисто входной уровень уже безо всякого вмешательства в звук.
Валерий Козлов
2013-06-21 20:13:00
Tony помогите как правильно подсоединить микшер Mackie 402 VLZ3 к карте Line 6 ux1 чтобы микрофон работал Rode NT1000?