Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Зачем 24/192 если будет 16/44,1…?

wavesМеня постоянно спрашивают: зачем работать в повышенных параметрах 24/192, если в конечном итоге всё равно будет конвертация всей работы в стандартные параметры 16/44,1. Тем более, если после этой конвертации конечный WAV-файл станет вообще MP3-файлом. Какой вообще тогда смысл улучшать, если в итоге придётся ухудшать?
Вообще всякие физические тесты (и прочая математика) не входят в основные задачи данного блога. Задача блога — упростить сложное. Поэтому я не буду вдаваться в дебри теории акустики и физики звука. Возможно, когда-нибудь, в конце концов, мы и начнём делать тесты по типу знаменитого сайта ixbt.
Но сейчас в таких подробных тестах нет необходимости. Сейчас подавляющее большинство представленной на рынке аппаратуры удовлетворяет основным студийным стандартам. Сейчас гораздо важнее просто начать творить то, что хочешь творить, не оглядываясь на мифические параметры и тесты разной аппаратуры.
У меня есть одна клиентка, которая хочет домашнюю студию, зарабатывать дикторством, и никак не может определиться с составом тракта и качеством комплектующих. И постоянно сравнивает разные параметры разной аппаратуры. На разных форумах, где собираются подобные сравниватели и оценщики. И на мою (давно уже выведенную) оптимальную конфигурацию для данной работы (дикторство) она постоянно выдвигает новые альтернативы и сравнения…
Если честно, то непонятно, что именно хочет получить подобный человек в такой ситуации: то ли подтверждения того, что один аппарат действительно лучше другого по каким-то своим параметрам (а для чего??), то ли конечного качества, которое в любом случае с любой соответствующей аппаратурой будет оптимальным…
Тут просто надо знать, что вообще является минимально допустимым в студийной аппаратуре. Всё, что выше — студийный стандарт. А насчёт верхнего допуска — нет предела совершенству (есть чисто денежное ограничение). Итак,

Студийный стандарт (basic):

1. Тракт: Балансный
2. Параметры тракта min 24/48 max 24/192
3. Основные каналы тракта: монофонические.
4. Разъёмы: XLR и TRS. XLR — трёхштырьковый. TRS — моно.
5. Микрофонный кабель: трёхжильный канон-канон (XLR-XLR).
6. Линейный кабель: трёхжильный моноджек-моноджек (monoTRS-monoTRS).
7. Динамический диапазон аппарата (соотношение сигнал-шум) не менее 100 dB.
8. Микрофон: конденсаторный
8. Спектральный диапазон конденсаторного микрофона: 20-20000 Гц
9. Спектральный диапазон аудиомонитора: 40-20000 Гц
10. DAW: ProTools, Cubase, Logic
11. Формат аудио: PCM WAV
12. Дибокс (DI-box): активный
13. Количество клавиш на синтезаторе (контроллере): 61
14. Количество каналов в миди-секвенцере: 16
15. Миди-интерфейс: DIN5
16. Аудио-драйверы: ASIO
17. Схемотехника аппарата: А класс
есть ещё много других стандартов, но это основные.

Про ухо и аппаратуру.

Человеческое ухо имеет пропускной диапазон от 16 герц до 16 килогерц.
Пульсацию ниже 16 герц вы не услышите, скорее почувствуете всем телом. Это инфразвук.
Звуки выше 17 килогерц мало кто слышит даже из музыкантов, единицы могут слышать разборчивый писк 18-20 килогерц. Всё, что выше, будет в лучшем случае восприниматься как непонятный назойливый писк (звон в ушах). А в самом общем случае многие вообще ничего не услышат. Тут дело уже не в мониторах за сотни тыщ баксов, тут физическое ограничение человеческого уха (хотя сами мониторы прекрасно могут передавать и 40 килогерц).
Это всё я к тому, что разница всегда есть. Даже если вы её не слышите, аппаратура эту разницу прекрасно понимает и продолжает обрабатывать. И в общем итоге эта разница скажется на конечном компакт-диске с вашим альбомом.
Тут та же фишка, что и с параметрами 24/192 — мало кто может услышать разницу между 16/44,1 и 24/192. Особенно если аппаратура не позволяет это услышать. И поэтому есть распространённое и неправильное мнение, что нафига записывать с параметрами 24/192, если разницу не слышно, а итоговый результат всё равно будет конвертироваться в 16/44,1 (стандарт компакт-диска).

Зачем нужны 24/192

Вообще тут действует общий закон сохранения энергии: чтобы что-то ухудшить. надо сначала это что-то улучшить. Чтобы потом в итоге было с чего ухудшать. Дело в том, что если вы запишете свой сигнал УЖЕ с параметрами 16/44,1, то вся последующая обработка этого сигнала будет только ухудшать качество (любая обработка это ухудшение оригинала) и в итоге на слух полученный файл 16/44,1 будет звучать хуже, чем такой же файл, но сделанный из 24/192.
Частота дискретизации — частота, с которой система делает снимки (измерения) аудиосигнала в секунду. Чем выше частота дискретизации (меньше расстояние между измерениями), тем больше измерений приходится на каждую секунду. За счет большого количества измерений, в среднем звук точнее (с меньшими шумами) запоминается/оцифровывается и потом восстанавливается обратно в аудио (в мониторах). Это примерно, как если Вы стреляете в мишень из пистолета, то в десятку можете попасть 2 патронами из 6. А если в Ваших руках автомат, то, промахнувшись пятьюдесятью пулями, попадете в цель двадцатью. Если кто и выживет от двух пуль, то от 20 – точно ноги протянет. Таким образом, 192 кГц попадает в яблочко несколько лучше, чем 96, а тем более — 44. Как следует из теоремы Котельникова, частота дискретизации должна превышать наибольшую необходимую частоту сигнала в два раза.
Разрядность (битность) — глубина квантования аудиосигнала. Типа количество пикселей в матрице (по аналогии с фото-видео-).
Если сравнивать с видео-потоком, то 24/192 означает: 192 снимка всей звуковой картины в секунду матрицей размером в 24 бита.
Попробую показать что происходит со звуком в процессе оцифровки сигнала:
Digital Wave
Красный — волна аналогового звука
Синий — цифровое отображение этого аналогового звука.
Розовый — восстановленный звук из цифровой копии (на выходе, в колонках, мониторах, наушниках)
Расшифровка кубиков (условная):
По горизонтали — дискретизация (от 44,1 до 192 кГц)
По вертикали — разрядность (от 8 до 24 бит)
Чем меньше период дискретизации и выше разрядность, тем меньше кубики и тем правдивее будет в итоге полученная цифровая копия аналога.
Объясняю на конкретном примере записи в SoundForge (кликабельно):
параметры
Верхний семпл записан с параметрами 24/192. Нижний соответственно 16/44,1. Увеличение масштаба выбрано 8 к 1 в обоих семплах. На примере прекрасно видно, что верхний семпл отображает звуковую волну более правильно, чем нижний.
Данный эффект идеально видно на видеоматериалах: если оригинальная сьёмка была произведена бытовой камерой с небольшим разрешением (мало пикселей), то в итоге, хоть как обрабатывай, но картинка не станет DVD-качества, цифровые кубики при максимальном приближении будут слишком крупными и детали будут непонятны. И тем более blue-ray.
Та же история с фотографией: чтобы фото получилось красивым, оно должно быть изначально сделано с максимально возможными параметрами. потому что из 8-мегапиксельного фото сделать плакат формата А2 гораздо легче чем из 2-мегапиксельного. Да и качество будет соответствующим. Для 2-мегапиксельного фото придётся делать размытие, и картинка будет нечёткой.
Так и со звуком — исходник должен быть максимально качественным для последующей обработки. При итоговой конвертации/сжатии звука до параметров компакт-диска (16/44,1) смертельно необходим диттер (dither) — подобие аналогового шума, который сглаживает резкие переходы, получаемые в результате сжатия. Самый идеальный способ смены параметров (для студий) — перезапись итогового отмастеренного 24/192 материала на аналоговую ленту. И потом обратно оцифровка уже с параметрами 16/44,1 для прямой записи на мастер-диск. Естественно, что аналоговый магнитофон должен быть максимально качественным, чтобы не привнести свою лепту в звук.

Всегда ли нужны 24/192?

Далеко не всегда нужны такие параметры. Для потоковой коммерческой работы студии звукозаписи вполне приемлемы параметры 24/48 и 24/96. Нужно помнить, что чем выше параметры, тем больше в звуке будет мелких деталей и нюансов, которые, возможно, сейчас и не нужны вообще. Если при 16/44,1 мелкий щелчок и треск может завуалироваться и раствориться среди полезного сигнала (как при фотографировании 2-мегапикселями видна общая картина, но не видны детали), то при 24/192 этот щелчок будет явственно слышимым и конкретным. И с ним придётся работать (удалять. чистить, выравнивать и т.д.). Это обратная сторона повышенных параметров.
Вывод: ваш звуковой тракт и акустическое оформление должны соответствовать таким параметрам.
PS: просто помните, что чем выше параметры, тем чётче картинка, тем больше деталей (возможно ненужных) и тем больше вам придётся над нею работать. Выбирайте компромисс.
PSS: естественно, что есть и многие другие причины выбирать повышенные параметры для работы. Например, особенности обработки аналоговыми фильтрами ультразвука до оцифровки при частоте 48 кГц и выше. Или смертельная необходимость именно в 48 кГц при работе с аудио для кино- и видео-материалов. Но это всё уже тонкости и мелочи теории, которые необязательно знать всем.
ЗЫ: если вы не слышите разницу при смене параметров, она всё равно есть!

подписаться на обновления

10
Оставить комментарий

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о
Александр Павлов
Гость

Классная статья, спасибо!

trackback

[…] если одновременно записываемых треков с хорошими студийными параметрами будет больше чем 2-4. Конечно, есть профессиональные […]

trackback

[…] монтажом. Либо параметры занижают до оптимальных 24 бит/48 кГц (24 бит/96 […]

Андрей Бионик
Гость

Отлично именно такой ответ меня и устраивает! Вход с микрофона в 48 а потом после обработки выжимать лишние герцы до 44.1 в пределах форматного разрешения данного аудио. (Спасибо как всегда ответ очень лаконичен и до предела благодарственный мой вам отклик, жму кнопочку «Спасибо!»

Андрей Бионик
Гость

А что есть ли необходимость переводить из: ( 16/44,1 в 16/48 кГц. ) в audition? Мне звуковая карта выше не позволяет параметры применять. Будет ли разница при одинаковой частоте дискретизации, но с разной к возрастающей частоте гц от 44.1 до 48.?

Pasha
Гость
Pasha

Приветствую Антон. Извеняй что вопрос не совсем по теме. Карта emu 0404usb, минусовки делаю в FL studio с параметрами 24/96, сегодня принесут минусовку зделанную в той же FL, но на встроенной звукавухе т.е. 16/44. Можно ли перевести этот материал из 16/44 в 24/96 не переделовая все по нотам заново (есть сохранение их проекта в FL в 16/44) и если можно поесни как? Большое спасибо!

naff
Гость
naff

а где-же новые статьи??? Всмысле статьи по-делу. Например про сведение, мастеринг, запись, изоляцию…Ну то есть те пункты которые пока непонятно для чего существуют в верхнем меню…