Запись барабанов

Запись ударных Запись ударных — дело дорогое и довольно непростое.  Для начала прежде всего необходимо добиться максимально хорошего звука от барабанов в акустическом варианте, без записи. Настроить, приглушить, снять ненужные резонансы, устранить скрип педалей и т. д. То, от чего наш слух привычно отстраивается, может неожиданно проявиться на записи, а надежды на то, что от ненужных звуков потом можно будет избавиться с помощью гейта, часто не оправдываются. Дело в том, что микрофон «слышит» звук по-другому, поскольку и мозгов не имеет, и расположен иначе. Конечно, бывают случаи, когда конкретный микрофон в конкретной ситуации снимает звук даже лучше, чем слышит ухо человека, но такие ситуации бывают крайне редко, и на них не стоит полагаться.

Меняя расположение микрофонов относительно барабана, можно радикально изменить звучание установки, поэтому это самое расположение имеет очень большое значение. Для того, чтобы понять как именно конкретный микрофон взаимодействует с конкретным ударным инструментом, будь то барабан, хай-хэт, тарелка или что-нибудь вовсе неприлично перкуссионное типа треугольника, необходимы годы экспериментов (особенно это касается именно треугольника). Для начала же нужно знать следующие основные принципы.

Если вы хотите получить больше низких частот, поместите микрофон на расстоянии от двух до пяти сантиметров от ударного пластика. Приближение микрофона к пластику поднимает низкие частоты. Наиболее выраженную атаку вы получите, направив микрофон на место удара палочки по пластику. Для смещения баланса к основному тону направьте микрофон немного в сторону от этого места. Чтобы подчеркнуть акустику помещения отодвиньте микрофон подальше от инструмента.

Для получения более «шумного» звука хай-хэта (или индивидуально снимаемой тарелки) направляйте микрофон ближе к краю тарелки, а для получения более яркого, ясного звука, направьте микрофон на её купол. Для подчёркивания атаки колотушки в бас-барабанах, поместите микрофон внутри барабана, направив микрофон на то место пластика, в которое бьёт колотушка. Для ослабления атаки отодвиньте подальше от колотушки. Если вы хотите добавить резонанс самого барабана, отодвиньте микрофон от ударного пластика.

Существуют три основных способа записи ударной установки: двухмикрофонный, трехмикрофонный и мультимикрофонный. Двухмикрофонный способ производится двумя конденсаторными микрофонами, которые обычно располагают над установкой (overhead). Их задача – передать максимально яркую, открытую картинку всей ударной установки в данной студии. Это могут быть AKG 414 или С12, Neumann U47 или U87, KM-83,Telefunken 201. Такой способ практикуется в случае, когда надо получить максимально естественное звучание установки, или же когда в наличии только эти самые два микрофона и имеются. В некоторых случаях запись барабанов двумя микрофонами может быть идеальным вариантом:

Способ предельно прост: используйте барабанные палочки как линейку, для определения равного расстояния от рабочего до микрофонов и верёвку для их равноудалённости от колотушки бочки.
  1. Если вы имеете ограниченное количество микрофонов, эта техника позволит получить открытый, сбалансированный стереообраз ударной установки.
  2. Если барабаны пишутся в маленькой комнате или комнате с низкими потолками, вы можете получить плотный, обьёмный звук барабанов, несмотря на то, что не имеете возможности разместить оверхэдные микрофоны высоко над установкой и/или снять звук большого помещения.
  3. Если звук ударной установки лучше именно в том месте, где сидит барабанщик. Поскольку микрофоны располагаются близко к установке, на выходе микшера мы получаем именно тот звук, который слышит барабанщик при игре.

Основные три вещи, которые даёт этот способ:

  1. Рабочий барабан и бочка помещены в центре стереообраза.
  2. Способ гарантирует правильную фазировку, например, если вы используете дополнительные микрофоны на рабочем и бочке.
  3. Итоговый звук – сбалансированное звучание ударной установки, приближённое к тому, что слышит барабанщик.

При трехмикрофонном способе к двум верхним микрофонам добавляют еще один, обычно к бас-барабану, но в некоторых случаях к малому барабану. Ну, а далее знай добавляй микрофон за микрофоном, пока каждый инструмент установки не будет персонально омикрофонен. Способ, в котором для записи установки применяется более трех микрофонов, называется мультимикрофонным.

Бас-барабан (kick)
Для записи бас-барабана рекомендуется использовать динамические микрофоны с большой мембраной: классический вариант — AKG D 112, либо D 12 E и Sennheiser MD 421. Также рекомендуются Electro-Voice RE 20, Shure SM 7, Beyer TG-X 50 и Audio-Technica ATM 25. Иногда для записи бас-барабана используют два микрофона, динамический и конденсаторный. Причём рекомендуется применять микрофоны, звучащие по-разному. Динамический дает плотность и напор, а конденсаторный — широкий спектр. При этом, чаще всего, динамический находится глубже, а конденсаторный — ближе к внешнему пластику. Например, обладающий агрессивным звучанием динамический микрофон Sennheiser 421 (его для подчёркивания атаки направляют на место удара) и звучащий тепло конденсаторный на расстоянии 2-3 метра от передней части (противоположной ударному пластику) барабана для получения в звучании «воздуха». Такое сочетание позволяет в дальнейшем, при сведении, делать со звуком всё, что угодно.

Малый барабан (snare)
На малый барабан принято ставить микрофоны как сверху, так и снизу, что подчёркивает верхнюю середину, которая так нужна звуку малого барабана. Но для хорошей записи барабанов соблюдение канонов не требуется. Иногда можно соединять звучание микрофонов динамических и конденсаторных: например, динамический снизу, а конденсаторный сверху, или оба сверху, примотав их друг к другу изолентой.
Хорошие результаты дают динамические микрофоны вокального типа. Подобными качествами обладают микрофоны Shure Beta 57 и Beta 58, представители серий вокальных микрофонов N/Dym фирмы Electro-Voice и D фирмы Audix. Микрофоны серий N/Dym и D обладают сходными характеристиками и звучанием, и поэтому годится любой из них. Кроме того, для записи малого барабана хороши лучшие вокальные динамические микрофоны производства компаний Beyer, AKG и Sennheiser. Так же очень популярен Shure SM 57. Видимо горбы и провалы в его довольно нелинейной частотной характеристике обеспечивают как раз то звучание, какое нравится большинству из нас. Также SM 57 превосходит многие микрофоны и по перегрузочной способности, что при записи малого барабана очень важно (кроме того, SM 57 часто рекомендуется в качестве универсального микрофона для записи всех инструментов установки, включая бас-барабан и тарелки). Обычно микрофон устанавливается над малым барабаном, в четырех-пяти сантиметрах от пластика, под углом к нему.

Если нужен яркий, высокий, даже «звенящий» малый барабан – микрофон нужно ставить прямо над ободом и направлять его ось в край пластика перпендикулярно плоскости. Если же хочется более глубокого и низкого удара – микрофон «нацеливают» от края в центр барабана под острым углом к плоскости пластика. Иногда для получения более яркого звучания малого барабана его снимают конденсаторным микрофоном с малой мембраной или устанавливают такой микрофон в качестве дополнительного, под малым барабаном. Кстати, всякий раз, когда вы снимаете звук барабана двумя микрофонами, пробуйте включать микрофоны в противофазе — это может улучшить звучание.

Томы (Tom)
При записи томов рекомендуем использовать средние и большие динамические микрофоны, например, замечательный микрофон Sennheiser 421. Он достаточно плоский, чтобы поместиться между тарелками и самим барабаном. Да и по звуку он достаточно яркий и при этом глубокий. Неплохо звучит и Shure SM57, хотя часто используются и Sennheiser 421, 409 и, конечно, Shure SM 57. Много поклонников имеют также Electro-Voice N/D 308 и N/D 408 из-за присущего этим микрофонам хорошего звучания, небольших размеров и удобной конструкции. Некоторые инженеры любят использовать дорогие большие конденсаторные микрофоны (особенной популярностью пользуется Neumann U 87) хотя лично я не вижу в этом никакой логики. Другие же идут иным путем, применяя маленькие конденсаторные микрофоны, типа AKG C 408, Shure SM 98 и Audio-Technica ATM 35. Эти микрофоны имеет хорошие характеристики и звучание. Похоже, эти микрофоны любят ещё и за то, что для их установки не требуется леса микрофонных стоек, поскольку в конструкцию микрофонов входят крепления для установки на обод. Что же касается методики расположения микрофонов, то она практически не отличается от описанной для малых барабанов. Экспериментируйте с расстоянием микрофона от пластика, поскольку здесь имеет значение каждый сантиметр. Направив микрофон между двумя соседними томами, вы можете довольно прилично записать оба, при этом сократив необходимое количество микрофонов. Особенно это имеет значение, если барабанщик склонен к окружению себя томами со всех сторон. Иногда микрофоны устанавливают внутрь барабанов. Фирма May выпускает комплект крепежей, с помощью которых можно, не просверлив ни одного дополнительного отверстия (используются уже имеющиеся отверстия), установить внутрь бас-барабана, малого барабана и каждого тома свой микрофон.

Установка микрофона внутри барабана имеет свои плюсы и минусы. В число плюсов входит то, что в этом случае микрофоны максимально защищены от проникновения в них посторонних звуков; и то, что единожды подобрав и зафиксировав положение микрофона (в случае использования упомянутых крепежей May или аналогичных) упрощается процесс собирания и разбирания установки и скорость восстановления нужного звучания (что особенно важно при концертной деятельности). Минусы тоже есть и, как обычно, они являются естественным продолжением плюсов. Если вам захочется изменить звучание барабана, имеющего два пластика, поменяв положение микрофона, то для этого вам придется снимать один из пластиков. Второй минус — при снятии звука барабана внутренним микрофоном звучание получается менее естественным, что, правда, плохо далеко не всегда.

Хай-хэт (Hi-Hat)
Тут вне конкуренции конденсаторные микрофоны с малой мембраной. Их очень хорошие динамические характеристики и прекрасная передача самых высоких частот даёт искрящийся звук, что в звучании хай-хэта едва ли не самое главное. Рекомендуются к использованию следующие микрофоны: AKG 451, 452 и 460, а также Shure SM 81, Audio-Technica 4031 и 4051 (в идеале — Neumann KM 84 и KM 184). Для начала установите микрофон в 10-20 см над верхней тарелкой, под углом к ней. Послушайте как во время игры на хай-хэте микрофон передает нюансы звучания (как он снимает игру по краю хай-хэта, ближе к средней части, звук открытого хай-хэта, закрытого и т. д.) и подвигайте микрофон для получения наиболее ровного звучания при всех приемах игры. Также, при экспериментировании с размещением микрофона старайтесь учитывать (и уменьшать) проникновение в него звуков других инструментов установки (поскольку малый барабан расположен рядом, он особенно любит пролезать в хай-хэтовый микрофон).

Верхние микрофоны (Overhead)
Прежде всего имеет значение то, для чего используются верхние микрофоны: для записи всей установки или только для тарелок. Если для тарелок, то используйте конденсаторные микрофоны с малой мембраной, типа тех, которые рекомендуются для хай-хэта. Для того, чтобы снять звук всей ударной установки, большинство инженеров (и я в их числе) используют конденсаторные микрофоны с большой мембраной. Для этой цели идеально подойдёт классический ламповый микрофон AKG C 12, но при его цене в 5-7000$ (а для записи используется 2 микрофона) его могут себе позволить далеко не все. Neumann U 87 приблизительно так же популярен, как и AKG C 414. Аналогично можно использовать микрофон AKG C 414 TL II, который создавался для того, чтобы звучать подобно C 12, но по цене укладываться в малую часть стоимости C 12. Audio-Technica AT 4030, AT 4050 и Neumann TLM 193 тоже весьма неплохи, как, впрочем, и почти любой студийный конденсаторный микрофон с большой мембраной. Микрофоны рекомендуется размещать над установкой под углом друг к другу от 75 до 135 градусов. Существуют два классических положения верхних микрофонов при стереозаписи. Положение X, при котором оси микрофонов пересекаются (левый микрофон смотрит на правую тарелку, а правый на левую) и положение Y (левый микрофон смотрит на левую тарелку, а правый на правую, при этом микрофоны располагаются рядом друг с другом). Подобное размещение даёт хорошее стереопозиционирование и помогает избежать расфазирования. Однако это необходимо проверять, и в случае возникновения фазовых проблем передвигать микрофоны, изменять угол их установки и т. д. Напоминаю, что речь идет о снятии верхними микрофонами звучания всей установки. При записи верхними микрофонами только тарелок, микрофоны можно располагать на большом расстоянии друг от друга.

Микрофоны общего плана (mic-room)
Если вы записываете ударные в хорошо звучащем помещении, никогда не повредит установка пары микрофонов общего плана, чтобы с их помощью снимать акустику помещения и добавлять её к звуку собственно установки. Для этой цели предпочитают использовать большие конденсаторные микрофоны (также, как для верхних микрофонов). Иногда используют микрофоны с круговой характеристикой направленности, иногда с кардиоидной, чтобы иметь возможность управлять звучанием. Бывает даже, что кардиоидные микрофоны направляют на стену за установкой, чтобы получить большое количество отражений. Тут возможностям для экспериментирования нет предела.

Динамическая обработка
Используя приборы динамической обработки (гейт, компрессор, экспандер, лимитер) можно очень серьёзно влиять на звучание ударных. Например скомпрессировав звук бас-барабана, подняв эквалайзером уровень на 100 Гц и обрезав гейтом хвост, вы получите звук, который, по выражению одного острослова, может «вырвать дверь автомобиля». Но часто одним гейтом трудно бороться с проникновением посторонних звуков в микрофоны. Лучше для этой цели использовать экспандер, которым можно в нужное количество раз уменьшить сигнал, имеющий уровень ниже заданного. Поскольку звуки, скажем, тарелки, проникающие в микрофон малого барабана, имеют уровень заведомо ниже, чем уровень самого барабана, они и попадают под каток экспандера и уменьшаются до безвредного уровня. Происходит это мягко и ненавязчиво, в отличии от гейта, который в этом случае такого бы наотсекал… Хочется ещё сказать о том, что убиваться для того, чтобы максимально убрать взаимопроникновения следует только в тех случаях, когда барабаны будут подвергаться сложным обработкам, причём разным обработкам. Если при этом инструменты не «разделить», то приличного результата добиться не удастся. В большинстве же случаев проникновение вреда не приносит. Помни, ударная установка — единый инструмент!

Применение компрессора позволяет сделать звучание барабана более плотным. А все знают формулу: «плотный звук = счастливый барабанщик»! Ну и, поскольку звуки ударных имеют очень широкий динамический диапазон, а барабанщики — народ трудно предсказуемый и плохо управляемый (пообещает сыграть тихо, а сам как влупит!), крайне желательно использование лимитера, который не даст уровню подняться выше заданного. С распространением нестойкой к перегрузкам цифровой звукозаписывающей техники без лимитера обойтись очень сложно.

Если несмотря на все усилия, вам не удалось получить звучание установки сходное с тем, которое вы слышите на записях ваших любимых групп, не отчаивайтесь. Дело в том, что сегодня барабаны помимо микрофонов часто снабжают акустическими триггерами, включенными в MIDI конвертер, который в свою очередь подключается к звуковому модулю или семплеру. В результате удар по барабану преобразуется в MIDI сигнал, запускающий нужный вам звук, что превращает живую установку в комбинированную акустически-электронную. Таким образом, можно в любых пропорциях смешивать звук живых барабанов с электронным, а при наличии семплера вообще практически с любым звуком. Возможности подобных систем очень широки и, как правило, используются как в студиях, так и на концертах на всю катушку. Но это уже совсем другая история

PS: Как мы все прекрасно знаем, записать можно что угодно, как угодно и на что угодно. Главное —хороший результат, который устроит всех. Если не дурить себе мозги, то всё получится. Зачем пытаться скопировать чей-то саунд, повторять его? Не бойтесь работать с тем, что есть. Поверьте, чтобы записать, к примеру, реальную гитару, не нужно наикрутейшего оборудования на фиг знает сколько тыщ баксов.  Просто пробуйте, и все у вас получится!!!

Интересная интересность )

читать дальше про барабанные палочки
[ratings]

comments powered by HyperComments
bodik89
2009-09-27 22:27:43
интересный блог... Настроить, приглушить, снять ненужные резонансы, устранить скрип педалей и т.[...]...
Антон
2009-10-11 22:43:21
А что вы хотите, чтобы я писал как именно надо смазать педаль, чтобы она не скрипела?? Или как натягивать пластик??? Подразумевается, что человек, играющий на барабанах, умеет их обслуживать и без моего уточнения...
Артем
2009-10-11 23:49:09
ЭЭЭ.... Я думаю автор поста забыл дописать один небольшой нюанс. Самый важный. Ну чтож) Это его, автора, дело.
Антон
2009-10-12 07:46:03
Если у вас есть, что добавить — напишите, я не против. Мне даже интересно )
Олег
2009-09-20 17:34:16
Спасибо, полезный материал. Добавил ваш блог в закладки..
Илья
2010-04-27 14:22:08
Здравствуйте! :) Возможно, я пишу не в той теме, но более подходящей я не нашел. У нас имеется студия со следующим оборудованием: 1)Звуковая карта ECHO Layla 24/96 2)Микшер Behringer Xenix 2442fx 3)Микрофоны (Набор Shure Drum Microphone Kit который включает один PG52, три PG56, и два SM57; а также Shure SM58, три Behringer'а XM1800S и конденсаторный RODE NT1000). 4)Компьютер с установленым Nuendo 3. Планируется провести запись барабанной установки на 8 микрофонов. Я записываюсь впервые.Мне известно,что Нуэндо поддерживает запись на 8 дорожек, но почемуто отображается только 2 входных канала. Скажите пожалуйста как настроить Нуэндо(или может быть звуковую карту?) на запись одновременно 8-ми дорожек (используется драйвер для зв. карты Asio Echo WDM и Layla 24 console v6.07), а также какие из этих микрофонов лучше использовать? С уважением. Заранее спасибо! :)
Антон
2010-04-28 00:33:28
Приветствую, Илья! 1) C Nuendo 3 мы, к сожалению, не работаем, поэтому я не могу ничего сказать про неё, но могу посоветовать <a href="http://sslproject.ru/MD/upload/rte/Nuendo_3.2x/Nuendo%203%20part%201.htm" rel="nofollow"><strong>HELP</strong></a> по этой программе. 2) Для записи барабанов лучше использовать специальный drum-kit. Записывать 8-ю микрофонами вам вряд ли целесообразно, поскольку Behringer всегда хуже, чем Shure. Данная модель от Behringer предназначена для вокала и лучше вживую на сцене, чем на записи в студии. Если хотите чисто поэкспериментировать — пожалуйста. Например, в качестве овер-хэдов... RODE NT1000 можно попробовать для записи рабочего барабана (snare), но осторожно! микрофон не предназначен для записи барабанов и звуковое давление не должно быть более 130 dB!
Илья
2010-04-28 15:16:57
Большое спасибо:)
Алексей
2010-05-22 14:44:10
Антон! Огромное спасибо за статью, сегодня отстраивали барабанную установку, прочитал и все встало на свои места, еще хотелсь бы спросить про эффект взаимопроникновения? насколько страшно то, что микрофоны пишут соседние барабаны? как этого избежать и нужно ли это вообще, есть два прибора t.c.electronic C300.
Антон
2010-05-22 20:12:30
Конечно, лучше избежать взаимопроникновения. Для этого и придуманы гейты, которые закрывают канал ниже определённого уровня громкости. Т.е. на удар они открываются, а потом закрываются, не пропуская посторонних звуков. Другое дело, что гейт обрезает и естественную реверберацию после удара, но тут можно настроить тип порога закрытия, мягкий или жёсткий. Т.е. при мягком закрытии гейт закрывает канал не сразу мгновенно, а например в течение секунды. Т.е. и звук удара успевает нормально закончиться и при этом соседние звуки не проникнут в канал. С другой стороны, даже если эти соседние звуки и пролезли в канал, ничего смертельного в этом нет. Потому что, во-первых, эти звуки будут гораздо слабее (по громкости) основного инструмента, а во-вторых, после сведения и панорамирования, при прослушивании общего микса эти звуки могут дать дополнительные обертоны и послезвучия. И даже иногда получается интересное решение, например, когда тарелка прозвучала в левом канале, а проникшее послезвучие от неё на другом канало прозвучало в правом...
Алексей
2010-05-22 20:38:51
Антон! Спасиибо за коментарий! А по Вашему мнению какая концепция записи барабанной установки являеться наилучшей для записи рок группы в стиле инди или панка??? Прошу прощения если вопрос покажеться наивным......
Антон
2010-05-23 00:32:50
Рекомендую попробовать уже указанную запись тремя микрофонами (снятие общей картины вместо отдельного снятия каждого источника).
Автор_одной_из_статей
2010-12-18 16:36:13
Антон, воровать контент нехорошо :) Рекомендую проставлять ссылки на первоисточники, иначе пойдут абузы в поисковые системы.
Запись вокала на студии звукозаписи | Философия Звука
2012-07-30 10:23:33
[...] http://tonystudio.ru/iz-studijnogo/ Категория Запись вокала, Звукозапись, Психология вокала, Техника вокала | метки: artist, audition, live, work Посмотрели: 3 451 views [...]